Дек 21, 2021
 
Главная функция предохранительной арматуры состоит в обеспечении требуемой пропускной способности при открытом и герметичном затворе при ее закрытом положении. 
 
Для предохранительных клапанов заданная производительность обеспечивается определенной высотой подъема тарелки затвора, поэтому должна сохраняться подвижность системы. Герметичность затвора достигается при создании и ремонте, а также определяется точностью уплотнительных поверхностей герметизаторов тарелки и седла затвора. При эксплуатации запрещено устранять утечку через затвор добавлением грузов или увеличением усилия пружины. На подвижность предохранительные клапаны проверяют путем продувки. Для этого они снабжены специальным рычажным устройством. Периодически проворачивают тарелку клапана для исключения ее "прикипания" к седлу в связи с длительным нахождением затвора в закрытом положении и проверяют настройку клапанов.
В табл. 1 даны основные неисправности и способы устранения применительно к предохранительным клапанам [1].
Таблица 1
Неисправность
Вероятные причины неисправности
Способы устранения
Утечка в запорном органе
Попадание инородного тела между золотником и седлом
Провести 2—3 продувки; если утечка продолжается, демонтировать клапан, очистить его внутренние полости и трубопровод до клапана
Повреждение уплотнительных поверхностей
Демонтировать клапан, притереть (если нужно, вначале проточить) поврежденную поверхность
Клапан, заказанный для работы на жидкости, используется для работы на газе
Притереть седло и золотник
Клапан установлен невертикально
Исправить установку
У нового клапана нарушена центровка деталей (при его транспортировке, монтаже и др.)
Провести 2—3 продувки, после чего детали самоустановятся на свои места
Обратная посадка происходит при более низком давлении, чем допустимо
В трубопроводе за клапаном при его работе возникает противодавление
Проверить, соответствует ли сбросная труба Dy выходного фланца клапана, не появились ли причины, вызвавшие увеличение гидравлического сопротивления сбросной системы, нет ли давления в сбросном коллекторе от действия других клапанов, принять меры к уменьшению гидравлического сопротивления сбросной системы вплоть до увеличения Dy сбросных трубопроводов. Задача решается также путем замены стандартного клапана на клапан сильфонный
Противодавление (постоянное) выше указанного при заказе клапана
Клапан должен быть перенастроен на новое откорректированное давление
Обратная посадка происходит при более низком давлении, чем допустимо
Задиры трущихся деталей, нарушение их самоцентровки
Провести 3—4 продувочных операций. Если положение не улучшилось, демонтировать клапан и направить в ремонт
Продувочное (нижнее) кольцо установлено высоко
Провести перенастройку клапана, опустив кольцо
Нарушена регулировка клапана из-за самосвинчивания стопорной гайки регулировочного винта
Затянуть стопорную гайку после перенастройки клапана
Вибрации золотника клапана
(с ударами его о седло или без)
Нижнее (продувочное) кольцо установлено неверно
Для клапанов, работающих на жидкости, кольцо должно быть установлено в самом низком положении; для клапанов, работающих на газе, провести регулировку положения кольца на стенде
Недостаточная пропускная способность трубопроводов до и после клапана
Трубопроводы на входе клапана или на выходе имеют недопустимо большое гидравлическое сопротивление. Заменить их на большее Dy, сократить длину и т.д.
Пропускная способность клапана превышает подачу рабочей среды
Временная мера - уменьшить ход золотника клапана (ограничить его упором), постоянная — заменить клапан на меньший
Клапан при заданном превышении
давления открывается не полностью
Пропускная способность клапана превышает подачу рабочей среды
Если это не сопровождается вибрацией золотника клапана, то допускается дальнейшая эксплуатация
Верхнее или нижнее кольцо (или то и другое) установлены неверно
Нижнее кольцо установлено ниже, чем требуется, а верхнее — выше. На стенде отрегулировать положение колец
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич Д.Ф., Шпаков О.Н., Заринский О.Н. Защитно-предохранительные устройства нефтегазового оборудования. Л.: Машиностроение, 1991. 576 с.