Ноя 22, 2021
 
При эксплуатации запорной арматуры должны учитываться особенности конструкций всех ее типов: клапанов, задвижек, кранов, заслонок. Наибольшее число неисправностей возникает в затворе и в сальнике арматуры, поэтому они должны контролироваться с заданной регулярностью.
 
Клапаны не должны использоваться для дросселирования, т.е. устанавливаться в промежуточное положение между полностью закрытым и полностью открытым положениями затвора. В противном случае происходит интенсивный износ герметизаторов и, как следствие, потеря герметичности затвором. Клапаны, работающие на коррозионных, агрессивных и токсичных средах, в вакууме обычно имеют сильфон в сальнике, который обеспечивает наивысшую герметичность в нем. Выход из строя сильфона приводит к утечкам опасных сред, нарушению вакуума, т.е. к нарушению работоспособности технологической системы. Требуют контроля мембраны и шланг, являющиеся герметизаторами затворов мембранных и шланговых запорных клапанов. В таблице 1 приведены возможные неисправности клапанов общепромышленного назначения и способы их устранения.
Таблица 1
Неисправность
Возможные причины
Способы устранения
Пропуск среды при закрытом клапане
Нарушение герметичности в связи с износом, повреждениями или загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса и золотника
Разобрать клапан, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца
Недостаточная сила на маховике (меньше расчетного)
Увеличить силу на маховике до расчетного
Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом
Проверить: настройку муфты крутящего момента, напряжение на вводе, техническое состояние электродвигателя
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой
Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов
Равномерно затянуть болты
Повреждена прокладка
Заменить прокладку
Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки
Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения
Пропуск среды через сальник
Набивка сальника недостаточно уплотнена
Подтянуть гайки сальника равномерно
Износ сальниковой набивки
Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку
Повреждена поверхность шпинделя
Устранить повреждение поверхности
Пропуск среды через сильфонный узел
Поврежден сильфон
Разобрать клапан и заменить сильфонную сборку
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания
Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях
Смазать подвижные сопряжения
Не срабатывает электропривод
Отсутствие питания электропривода
Проверить и исправить линию питания электропривода
 
Задвижки с выдвижным шпинделем с позиции обслуживания более технологичны, чем с невыдвижным. В последних ходовая гайка и резьбовая часть находятся внутри полости задвижки и омываются средой, а доступ к узлу возможен лишь после разборки задвижки, Поэтому использование задвижек с невыдвижным шпинделем в качестве целевой ограничено (несмотря на выигрыш по высоте и массе), ибо низкая надежность узла может привести к неплановой остановке технологической системы.
 
Для задвижек с выдвижным шпинделем должна осуществляться систематическая смазка деталей узла. Требуют специального ухода и электроприводы, широко используемые в задвижках. В таблице 2 приведены типичные неисправности общепромышленных задвижек и способы их устранения.
Таблица 2
Неисправность
Возможные причины
Способы устранения
Пропуск среды при закрытой задвижке
Нарушение герметичности в связи с износом, повреждением или загрязнением поверхностей утплотнительных колец корпуса и клина или диска
Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца
Недостаточная сила на маховике (меньше расчетного)
Увеличить силу на маховике до расчетного
Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом
Проверить: настройку муфты крутящего момента, напряжение на вводе, техническое состояние электродвигателя
Образование осадка твердых частиц или смолы в нижней части корпуса
Снять люк или разобрать задвижку и удалить осадок
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой
Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов
Равномерно затянуть болты
Повреждена прокладка
Заменить прокладку
Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки
Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения
Пропуск среды через сальник
Набивка сальника недостаточно уплотнена
Подтянуть гайки сальника равномерно
Износ сальниковой набивки
Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку
Повреждена поверхность шпинделя
Устранить повреждение поверхности
Перемещение затвора с задержками и при увеличенном моменте
Повреждены направляющие клина или дисков
Разобрать задвижку и устранить повреждение
Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих
Разобрать задвижку и удалить осадок
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания
Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях
Смазать подвижные сопряжения
Не срабатывает электропривод
Отсутствует питание электропривода
Проверить и исправить линию питания электропривода
 
Краны при эксплуатации должны сохранять подвижность и герметичность в затворе. С этой целью осуществляется периодическая смазка пробки затвора. В кранах со смазкой всегда должен иметься запас смазки.

Сальники кранов требуют качественной затяжки, с тем чтобы не превышать допустимое трение в затворе конусных кранов. Это же относится и к натяжному устройству кранов. Уплотнения наиболее интенсивно изнашиваются в верхней и нижней зонах конуса пробки, это же характерно для пробок цилиндрических и шаровых кранов. В кранах с пневмоприводом должен быть обеспечен тщательный уход за подвижными соединениями механизма пневмопривода. В таблице 3 приведены основные неисправности кранов для газа и способы их устранения.
Таблица 3
Неисправность
Возможные причины
Способы устранения
Увеличенная сила на маховике управления (св, 500 Н)
Отсутствие смазки
Набить смазку
Ухудшение свойств смазки
Заменить смазку
Заклинивание пробки, задирание уплотнительных поверхностей, заклинивание или задир в подвижных соединениях механизма управления
Снять кран, разобрать, отремонтировать
Потеря герметичности крана
Недостаточное давление смазки
Проверить и исправить мультипликатор
Отсутствие смазки
Набить смазку
Ухудшение свойств смазки
Заменить смазку
Износ или механическое повреждение уплотнительных поверхностей
Поджать пробку регулировочным болтом так, чтобы уменьшить трение в корпусе. В случае невозможности устранить негерметичность, снять кран для ремонта
Большое время закрытия
Задир в подвижных соединениях механизма управления
Снять и отремонтировать дефектные пары
Разрушение поршневых колец или манжет в пневмоприводе
Сменить кольца или манжеты
Засорение фильтров
Очистить фильтры
Неисправность мультипликатора
Отремонтировать мультипликатор
Мультипликатор создает недостаточное давление
Задир в поршне
Снять и отремонтировать
Разрушение поршневых манжет, колец, прокладок
Сменить поршневые манжеты, кольца, прокладки
Неисправность обратных клапанов
Исправить обратные клапаны или заменить
Погнут шток
Сменить узел штока
В конечных положениях пневмопривод не выключается
Нарушена регулировка конечных выключателей
Отрегулировать подвижными упорами
Неисправность узла управления
Отремонтировать узел