С.В.Сейнов - президент-научный руководитель НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», д.т.н., профессор, член-корр. РАПК.
 
Для типовых исполнений клиновых за­движек определяющие параметры рассматриваются в [1, 2].
 
С учетом особенностей системы уплотнений следует подходить к обеспечению качества их затворов. Клиновой затвор является подвижным соединением (рис. 1), в котором имеются четыре функциональные уплотнительные поверхности [3]. Две поверх­ности у клина и две поверхности у корпуса задвижки. Каждая поверхность имеет форму плоского кольца и располагается на полуплоскости двугранного угла (рис. 1, а). Двугранный угол измеряется его линейным углом — углом между перпендикулярами, лежащими на полуплоскостях, к прямой, из которой выходят полуплоскости, про­веденные из одной точки этой прямой. Взяв любую точку данной прямой и проведя из нее перпендикуляры, лежащие на двух полу­плоскостях, можно адекватно оценить линейный угол, характери­зующий угол двугранного угла. Любое отклонение образующих линейного угла от перпендикулярности при изготовлении или при измерении будет порождать образование или действительных по­грешностей угловых размеров, или погрешностей их оценки при измерениях. И те, и другие погрешности в итоге приведут к ухудше­нию контактного взаимодействия функциональных уплотнитель­ных поверхностей в процессе эксплуатации клинового затвора задвижки. Этот краткий метрологический анализ позволяет подойти к реше­нию практических задач обеспечения качества клинового соедине­ния затвора задвижек.
 
 
Рис. 1. Формирование клинового соединения затвора задвижки: а — расположение в полуплоскостях двугранного угла функциональных уплотни­тельных поверхностей и формирование погрешностей угловых размеров; б — клин и его функциональные линейно-угловые параметры уплотнительных поверхностей (1 и 2); в — корпус и его функциональные линейно-угловые параметры уплотни­тельных поверхностей (3 и 4) клиновой камеры
 
В реальных конструкциях клина и клиновой камеры корпуса (рис. 1, б, в) отсутствует прямая, образующаяся при пересече­нии двух полуплоскостей двугранного угла, невозможно провести перпендикуляры к этой прямой, а значит, казалось бы, и сформи­ровать клиновой затвор задвижки, и измерить его действительные угловые размеры. В этих условиях должны быть поставлены и решены две задачи, необходимые для изготовления задвижек и для выполне­ния их ремонта.
 
При изготовлении должна быть поставлена технологическая задача создания реальных координат плоскости симметрии, отно­сительно которой должны формироваться уплотнительные поверх­ности и по которой можно измерить значение двугранного угла с минимальной погрешностью. Создание координат плоскости сим­метрии должно осуществляться на операциях, предшествующих формированию клиновых поверхностей корпуса и клина задвижки. На прак­тике это реализуются либо разметкой корпуса и клина, в резуль­тате которой фиксируются на деталях точки А, В, С, D и А', В', С', D' (рис. 1, б, в) или формируется постоянная установочная база на деталях. На эту базу детали устанавливаются на всех операциях, и относительно этих баз осуществляется настройка технологиче­ского оборудования и оснастки.
 
При ремонте должна быть поставлена технологическая зада­ча нахождения координат плоскости симметрии, относительно которой был выполнен процесс изготовления клинового затвора и относительно которой должен быть построен технологический процесс восстановительного ремонта уплотнительных поверх­ностей элементов затвора задвижки. Следует иметь в виду, что при мелком ремонте, когда используются только процессы доводки, инстру­мент свободно ориентирован на уплотнительной поверхности, что исключает возможность изменять угловые размеры, нет не­обходимости нахождения координат плоскости симметрии. Такая необходимость возникает, когда для восстановительного ремон­та задвижки используются процессы лезвийной обработки, что, исходя из технологических принципов организации ремонта, должно быть отнесено к среднему ремонту. Можно было бы использовать ко­ординаты, установленные изготовителями, но они чаще всего в процессе эксплуатации исчезают. Для целей установления коор­динат плоскости симметрии могут быть использованы угломерные устройства типа «СЕЙТРОНИК УС», охватывающие диапазон DN 50 - 1000 мм с набором установочных приспособлений, изготав­ливаемых НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС». Конкретное решение задачи сводится к нахождению и фиксированию на клине точек А, В, С, D (рис. 1, б) и в клиновой плоскости корпуса точек А', В', С', D' (рис. 1, в). Проверкой правильности нахождения ко­ординат плоскости симметрии будет являться равенство размеров h и h1 у клина (рис. 1, б) и h' и h'1 у клиновой полости корпуса (рис. 1, в). Отклонение от равенства указанных размеров харак­теризует погрешность взаимного положения уплотнительных по­верхностей клина или корпуса задвижки. Это отклонение может быть пред­ставлено линейной или угловой величиной ∆αб, которая названа угловой погрешностью клиновой поверхности затвора в попереч­ном направлении.
 
В практике отечественного производства клиновых задвижек двугранный угол задается в виде плоского угла α в продольном се­чении. Его номинальное значение составляет α = 10°. Сделана по­пытка нормировать отклонения углов [4]. Однако подход к норми­рованию и отсутствие необходимого метрологического оснащения не позволяют в должной мере использовать его на практике.
Для импортной арматуры номинальное значение плоского угла для задвижек различных производителей находится в диапазоне 8 - 12°.
 
Обеспечение точности клинового соединения затвора является технологической проблемой как при производстве клиновых за­движек, так и особенно при их ремонте. До настоящего времени ос­новным методом получения качественного клинового соединения являлся метод пригонки. При этом используется сложная техноло­гическая оснастка, построенная на правильном выборе технологи­ческих баз. Кроме того, необходимо учитывать, что угол а клина должен быть всегда больше угла ак клиновой камеры корпуса задвижки. Раз­ность углов α-αк = ∆α зависит от жесткости корпуса, что в свою очередь связано с DN и PN. Для многих конструкций задвижек (кроме штампосварных) разность линейных углов Да клинового затвора находится в диапазоне ∆ = 2'÷10'. Правильное сочетание угловых размеров элементов клинового соединения основа полу­чения нормированной герметичности и ресурса затвора клиновой задвижки.
 
ЛИТЕРАТУРА: