С.В.Сейнов - президент-научный руководитель НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», д.т.н., профессор, академик РАПК.
 
Практика эксплуатации трубопроводной арматуры показала, что текущий ремонт задвижек проводится в следующих наиболее типичных случаях.
1) При обнаружении нарушений герметичности узла затвора, которые проявляются  в процессе эксплуатации задвижки.
2) При обнаружении нарушений нормативных требований по герметичности узла затвора, которые выявляются в процессе пневмо-гидравлических испытаний при входном контроле вновь поставленной потребителю задвижки.
3) При обнаружении нарушений нормативных требований по герметичности затвора, которые выявляются в процессе пневмо-гидравлических испытаний задвижки, находящейся на хранении перед ее установкой на объект эксплуатации.
 
При правильном построении технического обслуживания арматуры в процессе ее эксплуатации и ведении соответствующей эксплуатационной документации, характер необходимого ремонта задвижек прогнозируется с высокой достоверностью. Визуальная оценка характера повреждений базовых деталей,  особенно уплотнительных поверхностей затвора, может быть вполне достаточной для выбора маршрута ремонта задвижек. Критериями такого выбора чаще всего бывают:
общий характер повреждений затвора задвижки;
глубина повреждений поверхностных слоев уплотнений;
протяженность повреждений уплотнительных поверхностей  элементов затвора;
техническая возможность восстановления поврежденных уплотнений на месте эксплуатации задвижки.
 
Если после разборки и визуальной оценки повреждений установлено, что:
1) повреждения уплотнительных поверхностей незначительны,
2) повреждения уплотнений вызваны ожидаемыми износными или наносными процессами,
3) глубина повреждений материала уплотнений  соизмерима с характеристиками микротопографии и не превышает «запаса» на износ,
4) экономическая целесообразность позволяет проведение восстановительного ремонта задвижек в стационарных условиях, то в этом и ему подобных случаях технологический процесс восстановления показателей качества должен строиться на основе типового маршрута текущего ремонта в стационарных условиях (рис.1).
 
 
Рис.1. Схема технологического маршрута  текущего ремонта задвижки
 
Во многих случаях, вызванных экономическими, техническими или иными обстоятельствами, желательно, а иногда и остро необходимо, не удалять из трубопроводной системы объект ремонта. В настоящее время техническая возможность решения этой задачи имеется. Текущий ремонт задвижек в этом случае строится на принципах быстро переналаживаемых процессов. В их основу положено использование специализированного, легкоперемещаемого  оборудования, которое может быть использовано в «полевых» условиях. Схема такого технологического маршрута, названного мобильным процессом, представлена на рис.2. Эта схема технологического маршрута и должна быть положена в основу построения технологического процесса мобильного текущего ремонта задвижек.
 
Рис.2. Схема технологического маршрута текущего ремонта задвижки без ее изъятия с трубопровода
 
Несколько другие подходы к установлению и устранению причин повреждений или несоответствий показателей качества уплотнений нормативным должны быть использованы при выявлении нарушений герметичности затвора задвижек, которые еще не находились в эксплуатации, то есть при плановом входном контроле. Типовая схема маршрута движения задвижки при входном контроле представлена на рис.3.  
 
 
Рис.3. Типовая  схема  маршрута движения  задвижки  при  входном контроле
 
На практике не всегда имеется возможность передать на исправление производителю, обнаруженный при испытаниях входного контроля,  брак. Даже если это и случается, то меняется только место проведения ремонта задвижки, но не сама техническая проблема установления причин появления брака и технологических методов его устранения.
 
Причины, вызвавшие нарушения нормативных требований по герметичности затворов задвижек, не могут быть в этом случае связаны с эксплуатационными условиями. Основная причина состоит либо в нарушении технологического процесса изготовления или хранения, либо в несовершенстве этих процессов. Визуальная оценка состояния качества уплотнений здесь, как правило, не дает ответа о первопричинах нарушений. Для диагностики такой продукции должен быть применен другой подход, основанный на использовании инструментальных методов оценки всей совокупности функциональных метрических параметров, а именно  шероховатости (4), волнистости (3),отклонений формы (2), отклонений взаимного положения (1),отклонений линейных и угловых размеров (0). Отсутствие возможности применения  указанной диагностики приводит к неопределенности построения технологического процесса ремонта задвижек, а значит и к неоправданным расходам всех видов ресурсов.
 
Технологический процесс текущего ремонта задвижек с использованием инструментальных методов диагностики качества уплотнений затвора строится в рамках технологического маршрута, представленного на рис. 4. На нем показан маршрут входного контроля, начиная с базовых операций инструментальной диагностики и последующими базовыми операциями восстановительного ремонта задвижек. Из этого следует, что текущий восстановительный ремонт задвижек возможен только в случаях, когда в процессе диагностики обнаруживаются только отклонения высокочастотных составляющих спектра неровностей уплотнительных поверхностей. В первую очередь это относится к шероховатости (4), волнистости (3) и в некоторой степени к отклонениям формы (2). При выявлении отклонений низкочастотных составляющих спектра неровностей уплотнений - отклонений взаимного положения (1), линейных и угловых размеров (0), должен быть использован технологический маршрут среднего или капитального ремонта задвижек, так как операции текущего ремонта не могут устранить эти погрешности. Для достижения нормативных требований по герметичности затвора при текущем ремонте задвижек необходимо восстановить межуплотнительное пространство в диапазоне размерных параметров, которые образуются при контактном взаимодействии элементов уплотнений, имеющих нормативные отклонения по всей совокупности метрических параметров. Для задвижек восстановлению подлежат четыре уплотнительные поверхности.       
 
 
Рис.4. Типовая схема технологического маршрута текущего  ремонта при возврате задвижки с входного контроля  после инструментального диагностирования
 
Необходимо обратить особое внимание на применяемые средства технических измерений параметров шероховатости и отклонений формы уплотнений при ремонте задвижек. С помощью абразивных способов обработки уплотнений осуществляют восстановление топографии поверхностей, характеристики которых образуются и оцениваются совокупностью параметров шероховатости и отклонений формы. Поэтому их измерению и анализу данных необходимо придавать  большее значение, чем обработке. Только после измерений и анализа полученной измерительной информации можно утверждать, что выбранные способы обработки обеспечили получение нормативных значений параметров шероховатости и отклонений формы. А это значит, что показатель качества - герметичность затвора, выраженная количественной величиной утечки гарантировано  будет обеспечена.
 
Завершающим этапом текущего ремонта задвижек являются испытания, с помощью которых окончательно оценивается качество проведенного восстановительного процесса.