Установленная в технологических системах промышленная трубопроводная арматура эксплуатируется в разных условиях.
Так, например, одна и та же арматура на одних узлах тепловых электростанций (ТЭС) работает в условиях повышенных перепадов давлений и частых теплосмен, на других - в условиях умеренных перепадов давлений и при температурах, близких к температуре окружающей среды. Количество подлежащей ежегодному ремонту арматуры зависит от ее повреждаемости, которая, в свою очередь, зависит от условий ее эксплуатации на различных узлах ТЭС. Например, запорные клапаны Dy 50 мм, устанавливаемые на линиях рециркуляции питательных насосов и работающие при перепадах давлений до 23 МПа, приходится заменять через 6...9 месяцев эксплуатации, а те же клапаны на трубопроводах подачи на впрыск собственного конденсата могут работать без ремонта 4...6 лет.
В этой связи для определения количества арматуры, подлежащей ежегодному ремонту, необходимо проведение обследования повреждаемости арматуры. По данным ЦКБ Энергоремонта количественный состав подлежащих ремонту запорных клапанов (для блока мощностью 800 МВт) ТЭС приведен в табл. 1.
Данные табл. 1 указывают на целесообразность создания на (или при) ТЭС специализированных участков по ремонту запорных клапанов. Для других производств руководством являются рекомендации, основанные на статистике и многолетнем опыте ремонта запорных клапанов.
Таблица 1
Вид ремонта
|
Количество ремонтируемых клапанов высокого давления
|
|
%
|
шт.
|
|
Малый
|
20...25
|
2500
|
Средний
|
35...40
|
5000
|
Капитальный
|
75...80
|
свыше 10000
|
Правилами Госгортехнадзора, Госатомнадзора, другими действующими НТД для отдельных производств регламентированы сроки проведения текущего (мелкого), среднего и капитального ремонта.
Текущий ремонт запорных клапанов предназначен для поддержания их в исправном состоянии и характеризуется тем, что для его проведения не требуется демонтаж клапана из трубопровода.
В объем текущего ремонта входят: очистка клапанов, набивка сальниковых уплотнений, подтяжка гаек и, в случае необходимости, восстановление подвижности шпинделя, устранение других неисправностей, не требующее разборки клапана.
В объем расширенного текущего или мелкого ремонта (РМ-1) клапанов, который предназначен для частичного восстановления их работоспособности, входят, наряду с вышеперечисленными операциями, притирка уплотнительных поверхностей деталей затвора и их технический контроль без демонтажа клапана из трубопровода. Мелкий ремонт осуществляется как при эксплуатации запорных клапанов, так и при проведении их входного контроля. Если он позволяет устранить неисправности нового изделия, как правило по герметичности в затворе клапана, то изделие обычно засчитывают как прошедшее входной контроль. Стоимость мелкого ремонта клапанов обычно не превышает 7 % стоимости нового изделия.
Средний ремонт (РМ-2) запорных клапанов предназначен для восстановления их работоспособности. При его проведении проверяется работоспособность узлов деталей и их техническое состояние. Детали очищаются от грязи, следов коррозии. Уплотнительные поверхности деталей затвора протачивают, шлифуют и притирают. Мелкие детали, подвергшиеся коррозии, прокладки и сальниковую набивку заменяют. Осуществляется технический контроль деталей и изделия в целом при ремонте на участке, в цехе.
Средний ремонт может проводиться на месте установки клапана. Стоимость среднего ремонта клапанов не превышает 25 % стоимости нового изделия.
Средний ремонт может проводиться на месте установки клапана. Стоимость среднего ремонта клапанов не превышает 25 % стоимости нового изделия.
Капитальный ремонт (РМ-3) запорных клапанов предназначен для полного восстановления значений их показателей качества по безопасности, надежности, назначению и другим. При его проведении клапан снимается с трубопровода и направляется на ремонтный участок или в цех. При капитальном ремонте производится полное восстановление деталей клапана, включая замену его отдельных составных частей, узлов и деталей. Детали очищаются. Уплотнительные поверхности деталей затвора наплавляют, шлифуют и притирают или наплавляют, протачивают, шлифуют и притирают. Детали, подвергшиеся коррозии, механическому износу, прокладки и сальниковую набивку заменяют. Капитальный ремонт предусматривает проведение технического контроля деталей по геометрическим и структурным параметрам и испытания клапана на прочность, плотность и герметичность затвора. Стоимость капитального ремонта клапанов не превышает 75 % стоимости нового изделия.
В табл. 2 дан перечень основных ремонтных операций и их реализация при проведении мелкого РМ-1, среднего РМ-2 и капитального РМ-3 ремонта запорных клапанов.
Таблица 2
Ремонтные операции
|
Вид ремонта
|
||
мелкий РМ-1
|
средний РМ-2
|
капитальный РМ-3
|
|
Разборка узловая, общая
|
+
|
+
|
+
|
Очистка и промывка
|
–
|
+
|
+
|
Наплавка уплотнительных поверхностей седла и золотника или заделка уплотнительных колец
|
–
|
–
|
+
|
Токарная обработка уплотнительных поверхностей
|
–
|
+
|
+
|
Шлифование уплотнительных поверхностей
|
–
|
+
|
+
|
Притирка уплотнительных поверхностей
|
+
|
+
|
+
|
Контрольная
|
+
|
+
|
+
|
Замена прокладок, крепежа
|
+
|
+
|
+
|
Ремонт сальника, сильфона
|
+
|
+
|
+
|
Сборка узловая, общая
|
+
|
+
|
+
|
Испытания
|
–
|
+
|
+
|
Покраска
|
–
|
–
|
+
|