Сен 30, 2024
 
Разборка арматуры. Разборку арматуры следует производить в соответствии с РЭ на конкретный тип арматуры, поступившей в ремонтный участок. Трудноснимаемые детали, собранные по неподвижным посадкам, как правило, разборке не подлежат. При разборке арматуры детали клеймятся одноименным клеймом и складываются в отдельную тару. В тех случаях, когда необходимо выдержать взаимное расположение деталей, метки должны ставиться так, чтобы при последующей сборке взаимное расположение одной детали относительно другой сохранялось. При разборке необходимо предохранять уплотнительные наплавочные поверхности и резьбы от повреждений. Разборку и сборку арматуры следует проводить стандартными или специальными инструментами, соблюдая правила мер безопасности. Разборку и сборку арматуры, а также чистку и промывку (пропаривание) следует проводить в специально оборудованном помещении.
 
В случае длительного хранения арматуры или ее отдельных узлов и деталей в ожидании ремонта или между ремонтными операциями они должны быть протерты ветошью, смоченной масляной отработкой, в целях предотвращения коррозии. Места последующего контроля арматуры неразрушающими методами должны быть определены заблаговременно, а контролируемая поверхность должна быть соответствующим образом подготовлена.
 
Промывка деталей арматуры. Арматура в сборе, а также детали и узлы арматуры после разборки должны быть промыты и очищены от остатков рабочей среды, грязи, посторонних включений. Способы промывки узлов и деталей должны быть приведены в технических условиях на ремонт УК (УС) на конкретное изделие, исходя из технических возможностей ремонтного участка или ремонтного предприятия. Рекомендуемые способы промывки узлов и деталей и моющие растворы приведены в [1].
 
Очистка деталей после разборки узлов и деталей необходима для их осмотра и выявления дефектов: трещин, задиров, царапин, коррозии, выкрашивания металла, а также для дальнейшей технологической обработки или консервации. Выбор способа очистки и группы моющих средств зависит от вида загрязнения; необходимой чистоты поверхности; наличия моечного оборудования, его конструкции степени механизации; санитарно-гигиенических и экономических требований.
 
Снятие общей коррозии должно проводиться методом зачистки абразивными кругами, шарошками и другими механическими способами, исключающими повреждение уплотнительных и посадочных поверхностей.
 
Для удаления старых лакокрасочных покрытий можно использовать струйный способ очистки в моечных камерах подачей воды с песком под высоким давлением (до 50,0 МПа) или растворителя, а также способ погружения в ванну с растворителем. Струйный способ обеспечивает более высокую степень очистки поверхности арматуры и позволяет в несколько раз снизить продолжительность технологического процесса.
 
Для удаления старых лакокрасочных покрытий используются как индивидуальные растворители, так и их смеси или смывки, приведенные в [1]. Арматура со старыми масляными, нитроцеллюлозными и перхлорвиниловыми покрытиями может обрабатываться смывками СД (сп), СД (об), АТФ-1, СЭУ-2. Арматура, покрытая синтетическими эмалями МА-012, МЛ-197, грунтовками ФЛ-093, ЭФ-083, может обрабатываться смывкой СП-7.
 
Покрытия очищают от пыли и влаги уайт-спиритом, затем наносят на обрабатываемую поверхность смывку с помощью кисти или пульверизатора. Покрытие набухает и его удаляют щетками или скребками. После удаления промывают уайт-спиритом и просушивают. Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты и их соли, оказывают корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие составы вводят вещества, называемые ингибиторами, или производят пассивирование в водном растворе в течение 1—2 мин.
 
В качестве ингибиторов коррозии наибольшее применение получили силикаты, фосфаты, нитриты, хроматы (жидкое стекло, хромпик, триполифосфат натрия, нитрит натрия). В качестве пассивирующих водных растворов используют 5 %-ный раствор танина при t от плюс 50 до плюс 60° С, 10—15 г/л нитрита натрия, 10—15 г/л триэтанолатина. Арматура АЭС перед разборкой и дефектацией должна быть промыта дезактивирующими растворами по ОТТ [2].
 
Разнообразие загрязнений, свойств материалов очищаемых деталей и их геометрии приводит к необходимости разработки довольно сложной технологии и соответствующего оборудования для процессов очистки, которые принято подразделять на струйные, погружные и специальные [1].
 
Большинство очистных операций связано с применением моющих жидкостей. Основное условие качественной очистки ремонтируемых объектов в жидких средах — комплексное воздействие физико-химических и механических факторов на удаляемые загрязнения.
 
Физико-химический фактор обеспечивается применением эффективных моющих средств или реагентов. Различают три разновидности реагентов:
• органические растворители (ОР) и растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС);
• кислотные растворы (КР);
• синтетические моющие средства (СМС) технического назначения.
 
С позиции техники безопасности и охраны окружающей среды в последующем процессе нейтрализации наибольшее предпочтение отдается синтетическим моющим средствам.
 
Синтетические моющие средства технического назначения, состав которых указан в табл. 1, представляют собой сложные композиции. Их обязательным составным элементом служат ПАВ, которые, адсорбируясь на границе раздела фаз и понижая поверхностное натяжение одного раствора, способствуют его проникновению в микротрещины и ослабляют связи загрязнений с очищаемой поверхностью. Активность ПАВ повышается с введением в состав СМС щелочных электролитов. Последние считаются носителями таких свойств моющих растворов как щелочность, противокоррозионность и др.
 
Щелочность определяет способность водных растворов СМС нейтрализовать кислые компоненты загрязнений, омылять масла и жиры. В качестве активных щелочных добавок применяют карбонаты Na2CO3, силикаты Na2SiO3·9H2O и фосфаты натрия Na5P3O10.
 
Таблица 1. Массовый состав СМС, %
Компонент
Лабомид-101
Лабомид-203 i
МС-6
МС-8
МС-15
МС-17
Темп-100
Темп-ЮОА
Синтанол ДС-10
3,5
8
6
12
1,5
1,5
Синтамид-5
8
Оксифос Б
6
Оксифос КД-6
0,5
0,5
Алкилсульфаты
2
Гексаметилендиамин
0,2
Нитрит натрия
4
Сода кальцинированная
50
50
40
38
42
40
26
26
Триполифосфат натрия
30
30
25
25
24
30
15
15
Тринатрийфосфат
20
20
Метасиликат натрия
16,5
10
29
29
28
18
10
10
Неорганический наполнитель
До 100
 
Примечание. Лабомид — лаборатория очистки машин и деталей; МС — моющее средство (разработка МИИСП); Темп — технический моющий препарат.
 
Указанные СМС выпускают в виде сыпучего белого или светло-жёлтого порошка. Они нетоксичны, негорючи и хорошо растворяются в воде. Водные растворы СМС технического назначения допускают очистку деталей как из чёрных, так и из цветных металлов без заметной коррозии. Детали и сборочные единицы, подлежащие непродолжительному хранению (до 15 сут), не нуждаются в дополнительной антикоррозионной обработке после очистки водными растворами СМС, так как эти средства обладают ингибирующим эффектом.
 
Рабочие концентрации водных растворов СМС зависят от загрязненности очищаемых поверхностей и составляют 5—20 г/л. Их наилучшее моющее действие проявляется при температуре растворов (80±5)°С. Снижение температуры моющего раствора ниже 70°С приводит к резкому ухудшению его моющей способности: при 60 °С в 2 раза, а при 50°С в 4 раза.
 
СМС технического назначения широко распространены как средства очистки объектов ремонта от таких загрязнений как масляно-грязевые и смолистые отложения, смазочные материалы и т. п.
 
Основной принцип, который должен использоваться для охраны окружающей среды — регенерация всех моющих средств.
 
Способы промывки узлов и деталей, оборудование и моющие растворы для промывки узлов и деталей арматуры приведены в табл. 2 [1].
 
Для промывания узлов и деталей после механической обработки можно применять следующие составы водных растворов:
• 30 г/л тринатрий фосфата, 3 г/л ОП-7, t = +(60÷70) °С;
• 30 г/л тринатрий фосфата, 30 г/л кальцинированной соды, 3 г/л ОП-7, 0,5 г/л хромпика, t = +(60÷70) °С;
• 30 г/л кальцинированной соды, 20 г/л жидкого стекла, t = +(60÷70) °С.
 
Промывка деталей и узлов от притирочных паст может выполняться в следующих растворах:
• 30 г/л тринатрий фосфата, 10 г/л ОП-7, 10 г/л кальцинированной соды, t = +(60÷70) °С;
• 20 г/л едкого натра, 20 г/л кальцинированной соды, 10 г/л контакта Петрова, t = +(60÷70) °С.
 
Очистка стальных узлов и деталей от нагара или коррозии может выполняться следующими растворами:
• 40—80 г/л фосфорной кислоты, 200—300 г/л хромового ангидрида, t = +(90÷100) °С;
• 0,15—0,25 % кальцинированной соды, 0,09—0,1% хромпика, t = +(60÷80) °С;
• 10 г/л едкого натра, 25 г/л кальцинированной соды, 20 г/л жидкого стекла и 2 г/л тринатрий фосфата, t = +(60÷70) °С.
 
Таблица 2. Способы, оборудование и растворы для промывки
Промывка
Оборудование и характеристика
Моющие растворы
Ручная
Ванна с сеткой. Целесообразно иметь две ванны для предварительной и окончательной промывок.
После выдержки в растворе очистка щетками и обтирочными материалами. Грязь оседает под сеткой
Уайт-спирит ГОСТ 3134.
Сода кальцинированная, едкий натр, тринатрий фосфат, жидкое стекло, по 1020 г/л каждого компонента
В ваннах
Передвижная или стационарная ванна с электроподогревом моющего раствора. Раствор подогревается до 80—90 °С.
Детали промываются методом окунания или на сетке
Сода кальцинированная, тринатрий фосфат по 30 г/л и жидкое стекло 10 г/л.
Моечными машинами
Стационарные и передвижные моечные машины.
Однокамерные (только для промывки), двухкамерные (для промывки и ополаскивания), трехкамерные (для промывки, ополаскивания и сушки). Горячие моющие растворы (80—90 °С) подаются на детали под давлением душевыми установками. Детали размещают на сетках или тележках, которые закатывают в моечную машину
Триполифосфат натрия 2—3 г/л
Кальцинированная сода 3—5 г/л
Тринатрий фосфат 3—5 г/л
Синтанол ДТ-7 0,15—0,3 г/л
Сульфонол 0,05—0,1 г/л
Каустическая сода 1—2 г/л
тринатрий фосфат 4г/л
нитрат натрия 2,5 г/л
МС-6 или Лабомид-101 15—20 г/л
В моечных камерах
Вода (вода с песком) подается на детали под давлением от 17,0 до 50,0 МПа. Детали и узлы должны располагаться на тележках
Вода
 
Растворители для удаления старых лакокрасочных покрытий приведены в табл. 3, а смывки — в табл. 4.
 
Таблица 3. Растворители для удаления старых лакокрасочных покрытий
Растворитель
Удаляемые загрязнения
Материал очищаемой поверхности
Примечание
Ацетон
Жиры, масла, канифоль, смолы, краски
Все материалы
Взрыво- и пожароопасный, токсичный
Уайт-спирит
Масла, жиры, пасты, парафин, механические загрязнения
Черные и цветные металлы
 
Бензол
Лаки, краски, мастики
 
 
Бутилацетат
Смолы, лаки, краски
 
 
Ксилол, толуол
Лаки, краски, мастики
 
 
 
Таблица 4. Смывки для удаления старых лакокрасочных покрытий
Операция
Марка смывки
Продолжительность обработки, мин
погружением
распылением под давлением
Удаление старого лакокрасочного покрытия
АФТ-1
20
20
СНБ
20
20
СП-6
20
20
СП-7
20
20
СД (сп)
510
510
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. СТ ЦКБА-ГАКС 099-2011. Арматура трубопроводная. Ремонт трубопроводной арматуры. Организация ремонта и общее руководство по ремонту. 2011
2. НП-068-05. Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования. 2005.