Сен 30, 2024
Разборка арматуры. Разборку арматуры следует производить в соответствии с РЭ на конкретный тип арматуры, поступившей в ремонтный участок. Трудноснимаемые детали, собранные по неподвижным посадкам, как правило, разборке не подлежат. При разборке арматуры детали клеймятся одноименным клеймом и складываются в отдельную тару. В тех случаях, когда необходимо выдержать взаимное расположение деталей, метки должны ставиться так, чтобы при последующей сборке взаимное расположение одной детали относительно другой сохранялось. При разборке необходимо предохранять уплотнительные наплавочные поверхности и резьбы от повреждений. Разборку и сборку арматуры следует проводить стандартными или специальными инструментами, соблюдая правила мер безопасности. Разборку и сборку арматуры, а также чистку и промывку (пропаривание) следует проводить в специально оборудованном помещении.
В случае длительного хранения арматуры или ее отдельных узлов и деталей в ожидании ремонта или между ремонтными операциями они должны быть протерты ветошью, смоченной масляной отработкой, в целях предотвращения коррозии. Места последующего контроля арматуры неразрушающими методами должны быть определены заблаговременно, а контролируемая поверхность должна быть соответствующим образом подготовлена.
Промывка деталей арматуры. Арматура в сборе, а также детали и узлы арматуры после разборки должны быть промыты и очищены от остатков рабочей среды, грязи, посторонних включений. Способы промывки узлов и деталей должны быть приведены в технических условиях на ремонт УК (УС) на конкретное изделие, исходя из технических возможностей ремонтного участка или ремонтного предприятия. Рекомендуемые способы промывки узлов и деталей и моющие растворы приведены в [1].
Очистка деталей после разборки узлов и деталей необходима для их осмотра и выявления дефектов: трещин, задиров, царапин, коррозии, выкрашивания металла, а также для дальнейшей технологической обработки или консервации. Выбор способа очистки и группы моющих средств зависит от вида загрязнения; необходимой чистоты поверхности; наличия моечного оборудования, его конструкции степени механизации; санитарно-гигиенических и экономических требований.
Снятие общей коррозии должно проводиться методом зачистки абразивными кругами, шарошками и другими механическими способами, исключающими повреждение уплотнительных и посадочных поверхностей.
Для удаления старых лакокрасочных покрытий можно использовать струйный способ очистки в моечных камерах подачей воды с песком под высоким давлением (до 50,0 МПа) или растворителя, а также способ погружения в ванну с растворителем. Струйный способ обеспечивает более высокую степень очистки поверхности арматуры и позволяет в несколько раз снизить продолжительность технологического процесса.
Для удаления старых лакокрасочных покрытий используются как индивидуальные растворители, так и их смеси или смывки, приведенные в [1]. Арматура со старыми масляными, нитроцеллюлозными и перхлорвиниловыми покрытиями может обрабатываться смывками СД (сп), СД (об), АТФ-1, СЭУ-2. Арматура, покрытая синтетическими эмалями МА-012, МЛ-197, грунтовками ФЛ-093, ЭФ-083, может обрабатываться смывкой СП-7.
Покрытия очищают от пыли и влаги уайт-спиритом, затем наносят на обрабатываемую поверхность смывку с помощью кисти или пульверизатора. Покрытие набухает и его удаляют щетками или скребками. После удаления промывают уайт-спиритом и просушивают. Моющие растворы, содержащие щелочи, кислоты и их соли, оказывают корродирующее действие на металлы. Для предотвращения коррозии в моющие составы вводят вещества, называемые ингибиторами, или производят пассивирование в водном растворе в течение 1—2 мин.
В качестве ингибиторов коррозии наибольшее применение получили силикаты, фосфаты, нитриты, хроматы (жидкое стекло, хромпик, триполифосфат натрия, нитрит натрия). В качестве пассивирующих водных растворов используют 5 %-ный раствор танина при t от плюс 50 до плюс 60° С, 10—15 г/л нитрита натрия, 10—15 г/л триэтанолатина. Арматура АЭС перед разборкой и дефектацией должна быть промыта дезактивирующими растворами по ОТТ [2].
Разнообразие загрязнений, свойств материалов очищаемых деталей и их геометрии приводит к необходимости разработки довольно сложной технологии и соответствующего оборудования для процессов очистки, которые принято подразделять на струйные, погружные и специальные [1].
Большинство очистных операций связано с применением моющих жидкостей. Основное условие качественной очистки ремонтируемых объектов в жидких средах — комплексное воздействие физико-химических и механических факторов на удаляемые загрязнения.
Физико-химический фактор обеспечивается применением эффективных моющих средств или реагентов. Различают три разновидности реагентов:
• органические растворители (ОР) и растворяюще-эмульгирующие средства (РЭС);
• кислотные растворы (КР);
• синтетические моющие средства (СМС) технического назначения.
С позиции техники безопасности и охраны окружающей среды в последующем процессе нейтрализации наибольшее предпочтение отдается синтетическим моющим средствам.
Синтетические моющие средства технического назначения, состав которых указан в табл. 1, представляют собой сложные композиции. Их обязательным составным элементом служат ПАВ, которые, адсорбируясь на границе раздела фаз и понижая поверхностное натяжение одного раствора, способствуют его проникновению в микротрещины и ослабляют связи загрязнений с очищаемой поверхностью. Активность ПАВ повышается с введением в состав СМС щелочных электролитов. Последние считаются носителями таких свойств моющих растворов как щелочность, противокоррозионность и др.
Щелочность определяет способность водных растворов СМС нейтрализовать кислые компоненты загрязнений, омылять масла и жиры. В качестве активных щелочных добавок применяют карбонаты Na2CO3, силикаты Na2SiO3·9H2O и фосфаты натрия Na5P3O10.
Таблица 1. Массовый состав СМС, %
Компонент
|
Лабомид-101
|
Лабомид-203 i
|
МС-6
|
МС-8
|
МС-15
|
МС-17
|
Темп-100
|
Темп-ЮОА
|
Синтанол ДС-10
|
3,5
|
8
|
6
|
—
|
—
|
12
|
1,5
|
1,5
|
Синтамид-5
|
—
|
—
|
—
|
8
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Оксифос Б
|
—
|
—
|
—
|
—
|
6
|
—
|
—
|
—
|
Оксифос КД-6
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
0,5
|
0,5
|
Алкилсульфаты
|
—
|
2
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Гексаметилендиамин
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
0,2
|
Нитрит натрия
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
4
|
Сода кальцинированная
|
50
|
50
|
40
|
38
|
42
|
40
|
26
|
26
|
Триполифосфат натрия
|
30
|
30
|
25
|
25
|
24
|
30
|
15
|
15
|
Тринатрийфосфат
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
20
|
20
|
Метасиликат натрия
|
16,5
|
10
|
29
|
29
|
28
|
18
|
10
|
10
|
Неорганический наполнитель
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
—
|
До 100
|
Примечание. Лабомид — лаборатория очистки машин и деталей; МС — моющее средство (разработка МИИСП); Темп — технический моющий препарат.
Указанные СМС выпускают в виде сыпучего белого или светло-жёлтого порошка. Они нетоксичны, негорючи и хорошо растворяются в воде. Водные растворы СМС технического назначения допускают очистку деталей как из чёрных, так и из цветных металлов без заметной коррозии. Детали и сборочные единицы, подлежащие непродолжительному хранению (до 15 сут), не нуждаются в дополнительной антикоррозионной обработке после очистки водными растворами СМС, так как эти средства обладают ингибирующим эффектом.
Рабочие концентрации водных растворов СМС зависят от загрязненности очищаемых поверхностей и составляют 5—20 г/л. Их наилучшее моющее действие проявляется при температуре растворов (80±5)°С. Снижение температуры моющего раствора ниже 70°С приводит к резкому ухудшению его моющей способности: при 60 °С в 2 раза, а при 50°С в 4 раза.
СМС технического назначения широко распространены как средства очистки объектов ремонта от таких загрязнений как масляно-грязевые и смолистые отложения, смазочные материалы и т. п.
Основной принцип, который должен использоваться для охраны окружающей среды — регенерация всех моющих средств.
Способы промывки узлов и деталей, оборудование и моющие растворы для промывки узлов и деталей арматуры приведены в табл. 2 [1].
Для промывания узлов и деталей после механической обработки можно применять следующие составы водных растворов:
• 30 г/л тринатрий фосфата, 3 г/л ОП-7, t = +(60÷70) °С;
• 30 г/л тринатрий фосфата, 30 г/л кальцинированной соды, 3 г/л ОП-7, 0,5 г/л хромпика, t = +(60÷70) °С;
• 30 г/л кальцинированной соды, 20 г/л жидкого стекла, t = +(60÷70) °С.
Промывка деталей и узлов от притирочных паст может выполняться в следующих растворах:
• 30 г/л тринатрий фосфата, 10 г/л ОП-7, 10 г/л кальцинированной соды, t = +(60÷70) °С;
• 20 г/л едкого натра, 20 г/л кальцинированной соды, 10 г/л контакта Петрова, t = +(60÷70) °С.
Очистка стальных узлов и деталей от нагара или коррозии может выполняться следующими растворами:
• 40—80 г/л фосфорной кислоты, 200—300 г/л хромового ангидрида, t = +(90÷100) °С;
• 0,15—0,25 % кальцинированной соды, 0,09—0,1% хромпика, t = +(60÷80) °С;
• 10 г/л едкого натра, 25 г/л кальцинированной соды, 20 г/л жидкого стекла и 2 г/л тринатрий фосфата, t = +(60÷70) °С.
Таблица 2. Способы, оборудование и растворы для промывки
Промывка
|
Оборудование и характеристика
|
Моющие растворы
|
Ручная
|
Ванна с сеткой. Целесообразно иметь две ванны для предварительной и окончательной промывок.
После выдержки в растворе очистка щетками и обтирочными материалами. Грязь оседает под сеткой
|
Уайт-спирит ГОСТ 3134.
Сода кальцинированная, едкий натр, тринатрий фосфат, жидкое стекло, по 10—20 г/л каждого компонента
|
В ваннах
|
Передвижная или стационарная ванна с электроподогревом моющего раствора. Раствор подогревается до 80—90 °С.
Детали промываются методом окунания или на сетке
|
Сода кальцинированная, тринатрий фосфат по 30 г/л и жидкое стекло 10 г/л.
|
Моечными машинами
|
Стационарные и передвижные моечные машины.
Однокамерные (только для промывки), двухкамерные (для промывки и ополаскивания), трехкамерные (для промывки, ополаскивания и сушки). Горячие моющие растворы (80—90 °С) подаются на детали под давлением душевыми установками. Детали размещают на сетках или тележках, которые закатывают в моечную машину
|
Триполифосфат натрия 2—3 г/л
Кальцинированная сода 3—5 г/л
Тринатрий фосфат 3—5 г/л
Синтанол ДТ-7 0,15—0,3 г/л
Сульфонол 0,05—0,1 г/л
Каустическая сода 1—2 г/л
тринатрий фосфат 4г/л
нитрат натрия 2,5 г/л
МС-6 или Лабомид-101 15—20 г/л
|
В моечных камерах
|
Вода (вода с песком) подается на детали под давлением от 17,0 до 50,0 МПа. Детали и узлы должны располагаться на тележках
|
Вода
|
Растворители для удаления старых лакокрасочных покрытий приведены в табл. 3, а смывки — в табл. 4.
Таблица 3. Растворители для удаления старых лакокрасочных покрытий
Растворитель
|
Удаляемые загрязнения
|
Материал очищаемой поверхности
|
Примечание
|
Ацетон
|
Жиры, масла, канифоль, смолы, краски
|
Все материалы
|
Взрыво- и пожароопасный, токсичный
|
Уайт-спирит
|
Масла, жиры, пасты, парафин, механические загрязнения
|
Черные и цветные металлы
|
|
Бензол
|
Лаки, краски, мастики
|
|
|
Бутилацетат
|
Смолы, лаки, краски
|
|
|
Ксилол, толуол
|
Лаки, краски, мастики
|
|
|
Таблица 4. Смывки для удаления старых лакокрасочных покрытий
Операция
|
Марка смывки
|
Продолжительность обработки, мин
|
|
погружением
|
распылением под давлением
|
||
Удаление старого лакокрасочного покрытия
|
АФТ-1
|
20
|
20
|
СНБ
|
20
|
20
|
|
СП-6
|
20
|
20
|
|
СП-7
|
20
|
20
|
|
СД (сп)
|
5—10
|
5—10
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. СТ ЦКБА-ГАКС 099-2011. Арматура трубопроводная. Ремонт трубопроводной арматуры. Организация ремонта и общее руководство по ремонту. 2011
2. НП-068-05. Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования. 2005.