Мая 27, 2021
 
Качество изделий арматуростроения в большой степени проявляется через их технический уровень. В связи с этим возрастающую роль будет играть такое направление в решении задач значительного улучшения качества арматуры, как оптимальное управление техническим уровнем изделий [1].
 
Рассматривая проблемы организации управления качеством изделий арматуростроения с этих позиции, необходимо выделить возрастающее значение кибернетического подхода. Сущность данного подхода состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла арматуры. Такая постановка задачи выдвигает множество сложных методологических проблем, не возникавших ранее. Существует несколько основополагающих принципов, которые применительно к управлению качеством арматуры могут быть сформулированы следующим образом:
 
1. Управление применимо только к объектам, параметры которых либо сами отклоняются от заданного технического уровня, либо их нужно изменять в соответствии с изменяющимися условиями. Качество изделий арматуростроения относится именно к таким объектам, так как оно теряет свои свойства под влиянием физических причин, воздействующих на технический уровень изделия. При этом возникла необходимость решения проблемы управления с решением вопросов выработки управляющих действий, реализации их посредством управляющих воздействий на объект управления. К числу таких вопросов следует отнести разработку процессов управления, базирующихся на метрологическом обеспечении, техническом контроле и оптимизации параметров объектов управления.
 
2. В организации управления качеством арматуры можно выделить и детерминированный подход.
Детерминированный подход предусматривает аналитическое представление процесса управления, при котором для данной совокупности входных значений на выходе объекта управления может быть получен единственный результат, однозначно определяемый оказанным на него управляющим воздействием. Этот подход может быть в аддитивной и стохастической постановках. Управляющим воздействием, дающим однозначное решение, может быть разовое техническое решение или применение технического контроля. Модель управления в детерминированном подходе принимается строго однородной и совершенной, в отношении которой предполагается полное отсутствие отклонений в виде погрешностей, ограничений, отказов, случайных возмущений. Управление носит дискретный разовый характер в малом диапазоне изменения переменных параметров.
 
3. Кибернетический подход свободен от недостатков детерминированного подхода и все перечисленные отклонения, не учитываемые последним, являются естественными и даже необходимыми в повышении технического уровня управления качеством продукции. В этих системах контроль качества не подменяет управление, а является лишь одним из процессов управления [1].
 
Кибернетический подход является направлением методологии специального научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем. На его развитие оказали влияние выводы теорий информации, программирования, систем управления, исследований операций. В проблеме значительного повышения качества рассматриваются системы управления качеством продукции, и они, как всякая система, состоят из взаимосвязанных частей и в определенном смысле представляют собой замкнутое целое [2‚ 4].
 
Фактор организации управления качеством изделий арматуростроения с позиции кибернетического подхода рассматривает его в двух аспектах: структурном и функциональном (как процесс управления).
 
Научно-технический прогресс связан с функционированием механизма арматурного производств в целом. Научно-технический прогресс — это не только новые методы производства арматуры и технологические процессы‚ это также совершенствование управления на всех уровнях, включая управление качеством изделий. При этом рассматривается ряд требований теории управления качеством продукции [3].
 
Первое требование связано с выработкой стратегии, так как управление любым объектом всегда имеет определенную цель [1].
 
Применительно к качеству арматуры это требование означает выбор путей повышения качества продукции, оптимизирующих технический уровень изделий по критерию, оценивающему результативность управления. Неудачно выбранный критерий приводит к нежелательным результатам. Например, ориентация длительное время на критерий по "валу" и "весу" привела к утяжелению отечественных конструкций арматуры в сравнении с зарубежными. Примером использования противоречивых критериев может служить раздельное управление по количеству и качеству продукции. В теории управления рекомендуется сводить критерии во взаимосвязанную систему, исходя из максимума общей полезности продукции — критерия конкурентоспособности. В связи с этим стандартами ИСО рекомендуется планирование повышения качества в натуральных единицах (тонны, штуки) при соблюдении требований к показателям качества [2‚ 5, 6].
 
Разработка критерия оптимального управления технического уровня изделий всегда затруднена наличием значительного числа неопределенностей технического и экономического характера Причем с развитием форм НТД и рыночных отношений непрерывно возрастает доля таких неопределенностей.
 
Второе требование теории управления относится к эффективной обратной связи (процессам управления), обеспечивающей наблюдение за реализацией стратегии управления, и в случае отклонений принимаются меры для их предупреждения. При управлении качеством изделий это требование реализуется на основе изучения и планирования потребностей, а также осуществления контроля и испытаний арматуры на соответствие техническим регламентам. Особая роль в соблюдении требований обратной связи в системе управления качеством изделий арматуростроения при процессном подходе принадлежит системам НТД, оптимизации параметров изделий и технического контроля.
 
Обратная связь должна устанавливаться по каждому исполнению арматуры и от каждого уровня управления. Таким образом, она имеет сложный характер и непосредственно связана с процессами управления.
 
Третье требование теории управления качеством — наличие резервов. В любой системе управления возникают непредвиденные обстоятельства — ошибки в планировании, задержки поставок, недостатки в функционировании изделий. Поскольку они непредсказуемы, то нет иного способа справиться с этими случайностями иначе, как с помощью плановых материальных запасов, резервных мощностей, комплектующих изделий. Случайные перебои обходятся дороже, чем запланированные резервы.
 
Четвертым требованием теории управления является учет роли все возрастающего человеческого фактора. Человек - "активная система" со своими желаниями, целями. Несомненно, что такие системы с участием людей рассматриваются как сложные, эффективность которых, наряду с чисто техническими и финансовыми факторами, зависит от психологических факторов. В рыночных условиях общая ответственность исполнителей за соблюдение заданного уровня качества арматуры, а не одних контролеров, привела к развитию самоконтроля на рабочих местах. Развитие системы самоконтроля одновременно с совершенствованием техники измерения позволяет количественно определить соотношение ответственности за брак.
 
В процессе функционирования система управления качеством изделий арматуростроения непосредственно связана с научно-техническим прогрессом, так как чем выше уровень качества выпускаемой продукции, тем полнее находят практическое воплощение в производстве научно-технические достижения. Современная система управления качеством изделий в техническом аспекте по характеру объекта, проблеме и программе управления существенно отличается от действовавших систем крупномасштабного управления качеством продукции. Она также отличается как по методам ее создания, так и внедрения в практику.
 
Внедрение системы управления качеством в практику, кроме достижения основной цели — планируемого улучшения качества выпускаемой продукции, позволяет также реорганизовать управление арматурными предприятиями в целом, повысить рентабельность производства.
 
Практическая реализация систем управления качеством вызывает необходимость перестройки организационной структуры арматурных предприятий. Созданы специальные подразделения для координации работ по управлению качеством в масштабах предприятия. Основные задачи, возлагаемые на эти подразделения, сводятся к следующему: разработка показателей, определяющих оптимальный уровень качества на основе анализа требований потребителя и возможностей производства, создание системы управления качеством и контроля за ее работой.
 
Важнейшим вопросом является развитие планирования качества продукции. В планы предприятий включаются задания по повышению технического уровня и качества арматуры. В результате работа ряда арматурных предприятий оценивается не только по количественным (ценовым), но и по качественным критериям.
 
Важнейшие задачи планирования качества продукции состоят: в обеспечении достижения высокого уровня качества по основным видам продукции; своевременном обновлении и расширении потребного рынком ассортимента, пользующегося спросом; обеспечении строгого соблюдения требований нормативно-технической документации.
 
Планирование улучшения качества арматуры должно базироваться на систематическом изучении и полном удовлетворении требований потребителей к качеству продукции и анализе обнаруживаемых дефектов.
 
Система управления качеством арматурного производства должна строиться на базе международных стандартов ИСО 9000:2000, быть сертифицированной‚ реализовывать действенный технический контроль.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. Никифоров А.Д., Бойцов В.В. Инженерные методы обеспечения качества в машиностроении. М.: Издательство стандартов, 1987.-384 с.
2. Гошко А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. Книга 1. Выбор. Эксплуатация. Ремонт. М.: Машиностроение, 2003.-432 с.
3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Стандарты и качество, 2001.-425 с.
4. Свиткин М.З. Мацута В.Д., Рахлин К.М. Международные стандарты ИСО серии 9000. Методика и практика применения. М.: НИИ-ТЭХИМ, 1991.-202 с.
5. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. М.: Высшая школа, 2000.-510 с.

6. Сейнов С.В. Трубопроводная арматура. Исследования. Производство. Ремонт. М.: Машиностроение, 2002.-392 с.