В соответствии с правилами эксплуатации обязательным мероприятием является техническое обслуживание, включающее технический осмотр и технический уход с устранением возможных неисправностей.
Виды технического обслуживания. Различают три вида технического обслуживания:
ТО-1 — контроль технического состояния в статических условиях работы. Основные операции: надзор за правильной эксплуатацией, контроль технического состояния изделия в статических условиях (т.е. без перемещения его затвора) без разборки узлов, смазка, устранение обнаруженных дефектов(не требующих для их ликвидации демонтажа изделия из трубопровода).
ТО-2 — проверка технического состояния в условиях ограниченного действия. Основные операции: проверка технического состояния изделия в условиях его ограниченного действия (т.е. перемещения затвора и его возвращение в исходное положение) с частичной разборкой узлов, устранение обнаруженных дефектов. Ему предшествует ТО-1.
ТО-З — проверка технического состояния в условиях выполнения им циклов действия. Основные операции: проверка технического состояния изделия в условиях его циклического действия (т.е. при закрытии и открытии) с разборкой узлов, с измерением остаточных размеров деталей, устранение выявленных дефектов. Ему предшествуют ТО-1 иТО-2.
ТО-1 — контроль технического состояния в статических условиях работы. Основные операции: надзор за правильной эксплуатацией, контроль технического состояния изделия в статических условиях (т.е. без перемещения его затвора) без разборки узлов, смазка, устранение обнаруженных дефектов(не требующих для их ликвидации демонтажа изделия из трубопровода).
ТО-2 — проверка технического состояния в условиях ограниченного действия. Основные операции: проверка технического состояния изделия в условиях его ограниченного действия (т.е. перемещения затвора и его возвращение в исходное положение) с частичной разборкой узлов, устранение обнаруженных дефектов. Ему предшествует ТО-1.
ТО-З — проверка технического состояния в условиях выполнения им циклов действия. Основные операции: проверка технического состояния изделия в условиях его циклического действия (т.е. при закрытии и открытии) с разборкой узлов, с измерением остаточных размеров деталей, устранение выявленных дефектов. Ему предшествуют ТО-1 иТО-2.
При эксплуатации запорной арматуры должны учитываться особенности конструкций всех ее типов: клапанов, задвижек, кранов, поворотных затворов. Наибольшее число неисправностей возникает в затворе и в сальнике арматуры, поэтому они должны контролироваться с заданной регулярностью.
Клапаны запорные не должны использоваться для дросселирования, т.е. устанавливаться в промежуточное положение между полностью закрытым и полностью открытым положениями затвора. В противном случае происходит интенсивный износ герметизаторов и, как следствие, потеря герметичности затвора. Клапаны, работающие на коррозионных, агрессивных и токсичных средах, в вакууме обычно имеют сильфон в сальнике, который обеспечивает наивысшую герметичность в нем. Выход из строя сильфона приводит к утечкам опасных сред, нарушению вакуума, т.е. к нарушению работоспособности технологической системы. Требуют контроля мембраны и шланги, являющиеся герметизаторами затвора мембранных и шланговых запорных клапанов.
Электроприводы, являясь ответственными элементами арматуры и трубопроводной системы в целом, требуют тщательного ухода и внимательного наблюдения за их состоянием. Каждый электропривод должен иметь свой формуляр, в который заносятся порядковые номера электропривода и клапана, на котором он установлен, даты и характер ремонтов, аварийные случаи и т. п. Электропривод должен быть надежно заземлен приваренной шиной. Техническое обслуживание электропривода включает смазку, периодический осмотр, планово-предупредительный ремонт. Передачи и подшипники электропривода смазываются консистентной смазкой, ею заполняются впадины между зубьями передач, на детали наносится тонкий слой. Во избежание перегрева не допускается заполнение смазкой всего свободного объема между кольцами шариковых и роликовых подшипников. Периодичность смазки (от одного раза в месяц до одного раза в год) зависит от интенсивности работы электропривода.
Техническое обслуживание проводится во время нормальной работы электропривода в сроки, определяемые режимом его работы, но не реже одного раза в три месяца. Проверяется состояние узлов и деталей привода, степень их загрязненности, возможное действие коррозии, наличие смазки в червячном редукторе и в путевом выключателе, действие сигнализации и путевого выключателя, изоляция кабеля силовой сети и цепей управления, состояние заземления, надежность сцепления кулачковых муфт. Проверяется крепление привода к арматуре, электродвигателя к редуктору, путевого выключателя к приводу. Замеченные неисправности устраняются. Для планово-предупредительного ремонта электропривод снимают с клапана и направляют в ремонтную мастерскую, а взамен снятого устанавливают запасной.
Электроприводы должны обслуживаться в соответствии с установленными Правилами эксплуатации электрических установок. Электромагнитные запорные клапаны используются для дистанционного отбора проб, управления пневмо- и гидроприводами арматуры и другого оборудования. Наиболее ответственным элементом в них является электромагнитный привод. Подводящие и соединительные каналы электромагнитной арматуры, как правило, имеют небольшой диаметр. Это вызывает необходимость в процессе эксплуатации следить за чистотой и давлением управляющей среды (обычно воздуха под давлением). В системах управления должны быть предусмотрены фильтры, которые необходимо периодически очищать от осадков. Необходимо избегать попадания на обмотки масла, влаги и других веществ, могущих ухудшить изоляционные свойства обмотки.
Следует периодически при ремонтах контролировать состояние подвижных соединений и высоту хода сердечников, размеры зазоров между золотниками и седлами, не допускать попадания пыли, грязи, твердых осадков. Следует контролировать состояние контактов на электроаппаратуре и очищать их от нагара. Проверять состояние мембран, герметичность перекрытия седел клапанов. Температура в помещениях, где устанавливается электромагнитная арматура, не должна вызывать перегрева обмоток электромагнитов. Допускаемая температура окружающего воздуха, при которой допускается эксплуатация электромагнита, указывается в технической документации на арматуру.