После переоборудования транспортного средства для работы на газе, владелец  принимает на себя определенные обязательства: регистрация газобаллонного оборудования в ГИБДД, прохождение техосмотра, а также ряд других мероприятий, которые необходимо периодически выполнять. Наряду с прохождением техосмотра, периодической заменой фильтров, сливом конденсата и контролем технического состояния дополнительного оборудования, установленного на транспортном средстве, владелец обязан соблюдать и другие правила. Одним из таких обязательных правил является техническое освидетельствование баллонов в четко установленный срок.
 
В чем заключается техническое освидетельствование газобаллонного оборудования транспортных средств?
Под этим понятием подразумевается проведение специальных мероприятий, включающих в себя ряд операций по проверке технического состояния газового баллона. По завершении всех мероприятий технического освидетельствования эксперт дает заключение о возможности дальнейшей эксплуатации сосуда работающего под давлением. В случае признания емкости пригодной, в документ заносятся соответствующие пометки, после чего можно продолжить эксплуатацию баллона. В противном случае, резервуар может быть направлен в ремонт или окончательно выбракован.
 
После проведения технического освидетельствования баллон выбраковывается в следующих случаях:
трещины на поверхности баллона;
трещины в сварных соединениях;
дефекты, вмятины и другие следы деформации или физических воздействий;
следы коррозии, царапины и потертости на лакокрасочном покрытии корпуса баллона, а так же другие повреждения, глубина которых составляет 10% от общей толщины стенки резервуара.
 
Периодичность проведения процедуры технического освидетельствования газобаллонного оборудования транспортных средств.
Техническое освидетельствование пропан-бутановых баллонов производится раз в два года, метановых баллонов из легированной стали – один  раз в пять лет, метановых баллонов из углеродистой стали – один раз в три года. В том случае, если баллоны имеют объем свыше 100 литров, то они подлежат техническому освидетельствованию в порядке, указанном в техническом паспорте изделия.
 
Кроме планового технического освидетельствования баллоны, использующиеся в транспортных средствах, проверяются в случае нарушения герметичности сварных соединений и соединений в запорно-предохранительной арматуре, неисправности, а также повреждения лакокрасочного слоя резервуара (более 10% общей поверхности).
 
Каким обязательным требованиям должен соответствовать баллон, предъявленный на техническое освидетельствование?
Технические требования установлены соответствующими нормативными документами. Для пропан-бутановых баллонов это РД 03112194-1094-03, для метановых – РД 03112194-1095-03, утвержденные Министерством транспорта РФ в 2002 году. Перед предъявлением баллонов на специальные пункты освидетельствования следует осуществить их самостоятельный осмотр на предмет соответствия требованиям вышеуказанных руководящих документов.
Баллоны должны:
● иметь не истекший срок нормативной годности;
● быть очищенными от внешних загрязнений;
● иметь конструкцию в зависимости от типа резервуара, соответствующую нормативным требованиям;
● быть оснащены арматурой (наполнительной, расходной и др.), предусмотренной их конструкцией;
● не иметь внутри остатков газа.
В освидетельствовании газобаллонного оборудования будет отказано, если:
● на корпусе баллона имеются трещины, вмятины и прочие механические повреждения, превышающие 10 % толщины стенок;
● вышел срок годности по нормативу.
● просрочена дата аттестации;
● частично или полностью отсутствуют паспортные сведения.
 
Порядок проведения технического освидетельствования газобаллонного оборудования транспортных средств.
 
Подготовка емкости к проверке. Перед испытаниями производится подготовка баллона- производится очистка корпуса и запорной арматуры от загрязнений. После чего из баллона удаляются остатки газа, производится демонтаж оборудования. Демонтированный вентиль подвергают отдельной проверке, а в случае неисправности направляют в ремонт или бракуют с последующей заменой. Затем сосуд подвергается очистке паром под высоким давлением. По завершению очистки баллон проверяют газоанализатором, позволяющий выявить остатки газа.
 
Визуальный осмотр. Газовый баллон тщательно осматривается как снаружи, так и внутри.  Целью такого осмотра является выявление любых повреждений и дефектов, влияющих на понижение прочности баллона. Любые сколы и трещины, коррозии недопустимы и подлежат ремонту либо выбраковке.
 
Гидравлическое испытание. Тестирование проводится в специальной бронекамере. В случае ее отсутствия баллон должен быть помещен в специальное защитное ограждение. Далее сосуд заполняется жидкостью (обычно вода), имеющую комнатную температуру. После чего баллон подвергается нагрузке под давлением 25 атмосфер. Под таким давлением сосуд выдерживается две минуты (рекомендуемое время, как правило, указано в техническом паспорте изделия). Затем давление снижается до рабочего (16 атм.). После этого производится повторный осмотр поверхности корпуса баллона, а также его швов. При обнаружении любых изменений или механических деформаций баллона его выбраковывают или предписывают ремонт. По тестирования, баллон тщательно высушивается при помощи горячего воздуха.
 
Монтаж вентиля. Перед соединением вентиля и баллона оба компонента подвергаются обезжириванию, после чего просушиваются и продуваются воздухом. Установка осуществляется с применением уплотнителя, а сила затяжки, к примеру, для резьбы W27,8 составляет 300-400 н.м.
 
Пневматическое испытание. Испытания баллонов воздухом производится в его рабочем состоянии совместно с запорной арматурой. Цель такого испытания - обнаружить любую утечку в сосуде или доп. оборудовании. Для этого собранный баллон помещается в воду. После чего заполняется воздухом под давлением 16 атмосфер и выдерживается две минуты, если в техническом паспорте баллона не указано иное время. Появление пузырьков воздуха свидетельствует о нарушении герметичности и такой баллон должен быть направлен на ремонт либо его выбраковывают. В случае утечки в запорной арматуре и ее можно устранить, баллон подвергается ремонту, затем испытание повторяется.
 
Результат испытаний. В случае, если все испытания пройдены успешно, на паспортной табличке баллона делается клеймо организации, осуществившую техническое освидетельствование баллона и дату его проведения.  Так же указывается дата проведения следующего осмотра. Клеймо чеканится одной строкой арабскими цифрами высотой не менее 8 мм. После чего баллон окрашивается и сушится, а на его боковую часть наносится надпись: «ОГНЕОПАСНО». В конце технического освидетельствования, клиент получает акт об освидетельствовании газового баллона.
 
Баллоны, подлежащие выбраковке после технического освидетельствования газобаллонного оборудования:
● наличие видимых механических дефектов корпуса;
● выявление недостаточной прочности при проведении гидравлического испытания.
● отсутствие хотя бы одного из следующих паспортных клейм: заводской номер, знак завода-изготовителя, вместимость и фактическая масса, дата изготовления и следующего испытания, рабочее и пробное давление, метка ОТК, вид термообработки.
 
В случае наличия хотя бы одного из приведенных ниже условий баллон не подлежит техническому освидетельствованию и подвергается выбраковке.
При этом на баллонах, не прошедших техническое освидетельствование, сверлится отверстие в корпусе или деформируется резьба горловины посредством нанесения насечек для предотвращения дальнейшей эксплуатации бракованного сосуда.
 
Процедура технического освидетельствования газобаллонного оборудования транспортных средств — важное мероприятие, требующее серьезного отношения, т. к. от исправности и целостности баллона зависит безопасность водителя транспортного средства, пассажиров и других участников дорожного движения. Не стоит пренебрегать данной процедурой или считать ее фикцией, поскольку игнорирование правил безопасности нередко заканчивается трагично.