Сен 29, 2020
 
Функциональным отличительным признаком ремонтов линейной запорной арматуры является комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности арматуры, ее составных частей и отдельных деталей.
 
Системы ремонтов арматуры. Очень важно отличать техническое обслуживание арматуры от ее ремонта. В первом случае осуществляют поддержание арматуры в исправном состоянии, а во втором - восстановление ее исправного состояния. От функционально правильной трактовки и понимания целей, задач, сущности отличий и общности технического обслуживания и ремонтов зависит эффективность построения системы ремонтов линейной запорной арматуры для целей совершенствования ее качества на стадии использования в процессе длительной эксплуатации.
 
Наибольшее распространение в промышленности получили следующие системы ремонтов [1‚ 2, 3]:
— система после осмотровых ремонтов. При ее применении составляют план ремонта на основе сведений о состоянии оборудования, полученных после технического осмотра;
— система стандартных ремонтов. Она предусматривает выполнение ремонтов в определенные сроки с принудительной заменой при каждом ремонте определенных деталей (независимо от их состоящая);
— система периодических ремонтов. Потребность объекта в ремонте удовлетворяется, в условиях данной системы, путем выполнения через установленное число отработанных им часов, периодически, в определенной последовательности повторяющихся плановых ремонтов;
— система ремонта по техническому состоянию. Стратегия ремонта по техническому состоянию заключается в том, что перечень операций, в том числе разборки, определяется по результатам диагностирования изделия в момент начала ремонта, а также по данным о надежности этого и однотипных изделий;
— система планово-предупредительного ремонта. Основные главенствующие виды оборудования агрегатов и подсистем подвергаются ремонтам, построенным на основе планово-предупредительного подхода. Совокупность мероприятий, обеспечивающих планово-предупредительный характер выполняемый ремонтами, называют системой планово-предупредительного ремонта, построенной с учетом отраслевых особенностей.
 
Линейная запорная арматура не является функционально самостоятельным оборудованием. Она выполняет свои функции только в составе более крупной системы, технологические процессы в которой осуществляются с использованием трубопроводного транспорта. В этой связи ремонт арматуры подчинен интересам системы, элементом которой она является.
 
По объективным и субъективным причинам пока не создано типовое положение «Единая система ремонта трубопроводной арматуры» и не определен основной ремонтный цикл. В какой-то степени определены только виды ремонтов арматуры, содержание, объем и технологическая насыщенность каждого из видов ремонта.
 
Виды ремонтов арматуры. Для трубопроводной арматуры определено соподчиненное значение. Это означает, что ремонт трубопроводной арматуры должен осуществляться в те же сроки, что и ремонт функционально более значимого оборудования. Отсюда вытекает одна из важнейших особенностей организации ремонта арматуры. Она заключается в том, что состояние арматуры, поступившей в ремонт, различное и она может требовать для восстановления работоспособности различные виды ремонта, начиная от мелкого и кончая капитальным. В этих условиях важную роль необходимо придать характеристике всех видов ремонта и технического обслуживания арматуры. Из их совокупности может формироваться тот или иной ремонтный цикл в зависимости от отраслевых особенностей трубопроводной системы, режима функционирования арматуры, места ее установки на трубопроводе, во многом определяющих интенсивность износных процессов и т. д.
 
В практике эксплуатации трубопроводной арматуры используются техническое обслуживание и ремонты.
Исходя из общемашиностроительных воззрений на ремонт, видов ремонтов, структуры ремонтных циклов и содержания ремонтно-восстановительных действий, в арматурном производстве используются мелкий (текущий) ремонт (М), средний ремонт (С), капитальный ремонт (К), обозначаемые еще как РМ-1, РМ-2, РМ-3 соответственно [2‚ 3].
 
Организация ремонтов линейной арматуры. По месту организации выделяют стационарный и мобильный ремонты линейной запорной арматуры.
 
Стационарный ремонт предусматривает демонтаж линейной арматуры, транспортировку, разборку и проведение соответствующего вида ремонта в цеховых условиях, доставку, монтаж отремонтированной арматуры. В его рамках могут осуществляться РМ-1, РМ-2 и РМ-З.
 
Мобильный ремонт исключает демонтаж линейной арматуры из трубопровода, предусматривает частичную разборку и проведение мелкого ремонта РМ-1 в полевых условиях, сборку отремонтированной арматуры. К мобильному ремонту можно отнести и проведение мелкого ремонта после браковочных испытаний при входном контроле линейной арматуры. Мобильный ремонт выдвигает особые требования к исполнению линейной арматуры, наиболее ремонтопригодными являются линейные задвижки.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.В. Сейнов, Ю.С. Сейнов, А.Н. Мартынов Технологии и оборудование для притирки уплотнений арматуры. Справочник. – М.: Прондо, 2013. – 209 с.
2. С.В. Сейнов Трубопроводная арматура. Технологические основы формирования видов ремонта. Текущий ремонт. Справочник. Организация. Технологии. Оборудование – М.: Прондо, 2016. – 274 с.
3. С.В. Сейнов Трубопроводная арматура. Формирование участков ремонта. Справочник. Обоснование. Организация. Оборудование – М.: Прондо, 2015. – 230 с.