С.В.Сейнов - президент-научный руководитель НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», д.т.н., профессор, член-корр. РАПК

Капитальный ремонт арматуры (РМ-3).
Он осуществляется с целью восстановления ресурса изделия, оцениваемого важнейшими показателями качества, за счет замены и восстановления изношенных поверхностей, деталей и узлов с материальными, финансовыми и трудовыми затратами, составляющими 40...50% стоимости вновь изготовленной арматуры на специализированном предприятии, а также использования при восстановлении присущих этому ремонту технологических операций или  их совокупностей .
Процесс капитального ремонта производится в стационарных условиях, когда арматура демонтирована с трубопровода.

 
Капитальный ремонт трубопроводной арматуры предполагает выполнение следующих действий.
1) Полная разборка изделия.
2) Полная очистка и промывка деталей и комплектующих.
3) Визуальная и инструментальная дефектация всех деталей.
4) Замена сальниковых набивок, всех видов прокладок, ходовых гаек, откидных болтов, изношенных крепежных деталей.
5) Восстановление изношенных деталей, не относящихся  к корпусным, методами напыления, газовой наплавки, наплавки под слоем флюса и т.д. с последующей механической обработкой.
6) Восстановление прочностных характеристик корпусных деталей арматуры с использованием сварки, наплавки.
7) Восстановление ресурса уплотнительных поверхностей арматуры с использованием наплавки в среде защитных газов или под слоем флюса с последующей лезвийной обработкой, шлифовкой, притиркой.
8) Инструментальный контроль всей совокупности метрических параметров уплотнительных поверхностей перед сборкой арматуры.
9) Полная сборка арматуры и проведение всего объема кинематических и пневмо-гидравлических испытаний в соответствии с нормативно-технической документацией.

 
Типовая схема технологического маршрута капитального ремонта представлена на рис.3. Она также построена на условиях маршрута восстановления базовых деталей арматуры как это было сделано для текущего и среднего ремонта. По своему составу процесс капитального ремонта более технологически насыщен, однако значительно уступает базовому процессу первоначального изготовления арматуры.
 
Основным технологическим отличием  капитального ремонта от других видов ремонта является:
1) обязательное использование для восстановления ресурса уплотнительных поверхностей затвора операций наплавки, позволяющих получить возобновленный химический состав  и физико-механические свойства материала уплотнения в соответствие с требованиями нормативно-технической документации (операция 03, рис.3);
2) инструментальный контроль всей совокупности метрических параметров и важнейших свойств материала уплотнения (операции 03, 05, 07, рис.3);
3) проведение полного объема кинематических и пневмо-гидравлических испытаний арматуры, определенных нормативно-технической документацией для вновь изготовленного изделия, если это не оговорено особо (операция 09, рис.3).
 
 
 
Рис.3. Типовая схема технологического маршрута капитального ремонта