С.В.Сейнов - президент-научный руководитель НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», д.т.н., профессор, член-корр. РАПК
Исходя из общемашиностроительных воззрений на ремонт, виды ремонтов, структуры ремонтных циклов и содержание ремонтно-восстановительных действий в арматурном производстве используются текущий (мелкий) ремонт (РМ-1), средний ремонт (РМ-2), капитальный ремонт (РМ-3).
Функциональным отличительным признаком ремонтов является комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий или их составных частей.
Текущий (мелкий) ремонт арматуры (РМ-1).
Он осуществляется с целью приведения изделия из неисправного в исправное или работоспособное состяние за счет замены и восстановления изношенных поверхностей, деталей и узлов с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов и с использованием присущих ему технологических операций или их совокупностей. Его стоимость относительно стоимости вновь изготовленной на специализированном предприятии арматуры должна находиться в диапазоне 5...7%. При нормальном оснащении ремонтных служб технологическим оборудованием процесс текущего (мелкого) ремонта может осуществляться как при демонтаже с трубопровода объекта ремонта, так и без такового.
Выполнение текущего ремонта предполагает следующие действия.
1) Частичная разборка изделия.
2) Частичная очистка и промывка деталей и узлов.
3) Дефектация быстроизнашивающихся и крепежных деталей.
4) Дефектация уплотнительных поверхностей.
5) Замена сальниковой набивки.
6) Замена изношенных деталей и ограниченного числа крепежных.
7) Ремонт уплотнительных поверхностей с использованием слесарного инструмента, а также операций притирки и шлифовки.
8) Инструментальный контроль ограниченного числа метрических параметров уплотнений перед сборкой.
9) Проведение некоторых видов пневмо-гидравлических испытаний фланцевых и прокладочных соединений, сальника, затвора.
Типовая схема технологического маршрута текущего (мелкого) ремонта, представленная на рис.1, построена из условия маршрута восстановления функционально наиболее значимых базовых деталей, которыми для любого типа арматуры являются корпусные детали (корпус, крышка, запорный орган затвора).
Основным технологическим отличием текущего (мелкого) ремонта от других видов ремонта являются:
1) использование для восстановления уплотнительных поверхностей затворов только доводочных операций в виде шлифовки и притирки (операция 02, рис.1);
2) инструментальный контроль уплотнительных поверхностей по параметрам только шероховатости и волнистости (операция 03, рис.1);
3) проведение отдельных видов пневмо-гридравлических испытаний (операция 05, рис.1).
Рис.1. Типовая схема технологического маршрута текущего ремонта