Окт 21, 2022
 
В период становления рыночных отношений в арматуростроении формируется новая система управления, включающая рыночные механизмы. Основным принципом развития рыночной экономики является постоянное расширение прав и ответственности субъектов хозяйствования (предприятий, предпринимателей) при минимальном государственном вмешательстве в хозяйственную деятельность. Важнейшими регуляторами хозяйственной деятельности, с одной стороны, является конкурентоспособность арматуры, с другой стороны, воздействие государственных органов, направленное на обеспечение ее безопасности для здоровья и жизни граждан, их имущества и окружающей природной среды.
 
В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" отменяются законы "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации", вводятся понятия технического регулирования, технического регламента, подтверждения и декларирования соответствия, излагаются новые цели стандартизации и сертификации.
 
Техническое регулирование выступает как правовой аспект исполнения обязательных требований, излагаемых в технических регламентах, и требований добровольных, описываемых в стандартах. Оно служит механизмом правового регулирования в области оценки соответствия.
 
Технические регламенты принимаются в целях:
— защиты жизни и здоровья граждан и имущества;
— охраны окружающей среды;
— предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
 
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Технические регламенты подразделяются на общие и специальные. Общие технические регламенты принимаются по широкому спектру вопросов безопасности, специальные — для особо опасных объектов. В технических регламентах не рекомендуется делать ссылки на стандарты [1].
 
Национальные стандарты и стандарты организаций должны отвечать принципу добровольного применения и целям стандартизации:
— повышение уровня безопасности, в том числе с учетом риска, и содействие соблюдению требований технических регламентов;
— обеспечение научно-технического прогресса;
— повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
— рациональное использование ресурсов;
— техническая и информационная совместимость;
— сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений;
— взаимозаменяемость продукции.
 
Подтверждение соответствия осуществляется в целях:
— удостоверения соответствия объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
— содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
— повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
— создания условий для свободного перемещения товаров, осуществления международной торговли.
 
Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, обязательное — в формах декларирования соответствия, обязательной сертификации.
 
Начиная с 60-х годов ХХ века понятия, принципы, правила и процедуры сертификации развивались и формировались на международном, региональном и национальном уровнях. Причем, в связи с интернационализацией торгово-промышленных отношений, созданием в рамках европейских сообществ единого экономического пространства, в развитых странах был сделан акцент на гармонизацию терминологических и организационно-методических аспектов сертификации с соответствующими документами ИСО/МЭК и ЕЭК ООН,
 
Европейская экономическая комиссия ООН разрабатывает рекомендации по заключению соглашений о сертификации, адресуя их правительствам стран европейского региона. Эти документы учитывают необходимость нахождения общих принципов для соглашений регионального или двустороннего характера и направлены на предотвращение так называемых нетарифных барьеров в международной торговле.
 
Значительный интерес представляют периодически обновляемые документы Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК) — организации, систематизирующей и обобщающей опыт по правовым и техническим вопросам международного признания результатов испытаний продукции, по аккредитации испытательных лабораторий сертификационными или правительственными органами, системами аккредитации и оценке качества результатов испытаний и т.д.
 
В настоящее время на международном уровне существует несколько систем сертификации, включающих сертификацию как систем управления качеством, так и отдельных видов продукции.
 
Особенности таких систем сертификации (они различны по своему статусу) предопределяют специфичность правил функционирования каждой из них. Однако они все объединены заложенным в их основу организационно-методологическим подходом, разработанным ИСО и развитым в Руководствах ИСО/МЭК.
 
В условиях все возрастающей вовлеченности стран в единую систему торгово-экономических связей и их заинтересованности в участии в международных системах стандартизации и сертификации аналогичные гармонизированные подходы просматриваются в построении и функционировании региональных и национальных систем оценки соответствия продукции и услуг требованиям стандартов.
 
Все это дает основание говорить об общей для различных организационных структур и процессов сертификации терминологической базе, а также об определенной системе наиболее типичных правил сертификации, которые в документах ИСО/МЭК обозначаются как общие правила, в отличие от специальных правил, действующих в рамках систем сертификации конкретных видов продукции.
 
Важной особенностью технического регулирования является наличие нормативно-технической базы его проведения, т.е. документов, четко и однозначно формулирующих требования к сертифицируемым объектам, а также касающихся непосредственно порядка проведения обязательной сертификации.
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. Рекомендации по разработке технических регламентов. М.: Госстандарт России, 2003. 62 с.