Завершающей стадией монтажа клапанов является наладка и регулировка для проверки их работоспособности и настройки на требуемый режим работы. При проведении пусконаладочных работ в числе других выполняются:
– проверка соответствия смонтированной арматуры проектной документации;
– испытание на прочность, плотность и герметичность затвора арматуры совместно с остальным оборудованием;
– поузловое опробование элементов систем, в том числе и арматуры на пониженных параметрах и под полной нагрузкой;
– оформление необходимой для эксплуатации технической документации, а также актов о сдаче-приемке арматуры и пригодности ее к последующей эксплуатации.
 
Наладка осуществляется силами группы наладки арматуры, работы по наладке планируются на основании программы и графика наладочных работ с использованием сетевых графиков. Для выполнения наладочных работ необходимо иметь данные о результатах наружного осмотра клапанов, ревизии объектов, подлежащих прохождению этой операции, гидравлическому испытанию клапанов, стилоскопированию деталей клапана из легированных сталей, ультразвуковому и другим видам контроля сварных соединений.
 
После проверки наличия документации, подтверждающей прохождение и выполнение всех контрольных операций для установленных клапанов с положительной оценкой,производится опробование подвижности шпинделя и затвора двукратным перемещением на полный ход затвора. При этом не должно быть заеданий, движения рывками, чрезмерно больших усилий на рукоятках или маховиках ручного управления.
 
Крайние положения затвора должны соответствовать положениям «закрыто» и «открыто», обеспечивающим полное перекрытие седла корпуса клапана и соответственно полное открытие затвора. Сальники должны иметь набивку соответствии с данными чертежа или технических условий. Направление потока среды должно строго соответствовать направлению стрелки на корпусе клапана. Привод клапанов должен действовать исправно. Регулировка и настройка электропривода производится с учетом конструктивных особенностей клапанов.
 
Запорные клапаны по способу уплотнения запорного органа и по регулировке и настройке электропривода относятся к конструкциям второго и третьего видов:
– вид 2: арматура, требующая принудительного уплотнения только в положении «закрыто»:
– вид 3: арматура требующая принудительного уплотнения в положениях «закрыто» и «открыто».
 
Запорные клапаны второго вида наиболее распространены, а третьего вида имеют уплотнение, обеспечивающее герметизацию сальника в положении затвора «открыто».
 
При этом в электроприводе, установленном на клапане второго вида, необходимо:
– отрегулировать муфту ограничения крутящего момента для автоматического отключения электропривода в положении «закрыто» и на случай аварийной перегрузки по пути в сторону закрытия;
– настроить путевые выключатели для сигнализации положения затвора в крайних положениях автоматического отключения электропривода при достижении затвором положения «открыто»;
– настроить муфту ограничения крутящего момента на максимально допустимый момент в сторону открытия в целях автоматической блокировки электропривода на случай аварийного заедания затвора клапана или на случай отказа путевых выключателей в крайних положениях.
 
В электроприводе, установленном в клапане третьего вида, необходимо:
– настроить муфту ограничения крутящего момента назначения, требуемые для автоматического отключения электропривода в положениях «закрыто», «открыто» или в случае аварийной перегрузки в промежуточном положении;
– настроить путевые выключатели для сигнализации крайних положений.
 
Окончательная регулировка электропривода выполняется во взаимодействии с клапаном в реальных условиях эксплуатации, позволяющих создать в клапане рабочее давление среды.
 
На АЭС устанавливается большое количество запорных клапанов малого диаметра, предусмотренных Правилами Госгортехнадзора для опорожнения или продувки трубопроводов. В нижних точках каждого отключаемого задвижками участка трубопровода должны предусматриваться спускные штуцеры, снабженные запорной арматурой. Для отвода воздуха в верхних точках трубопроводов должны быть установлены воздушники. Трубопроводы или штуцеры для отвода воздуха из первого контура и его вспомогательных систем должны быть снабжены двумя клапанами - дроссельным и запорным. Допускается объединение штуцеров отвода воздуха в общий трубопровод после дроссельных клапанов с установкой на нем запорного клапана.
 
Все участки паропроводов, которые могут быть отключены запорными органами для возможности прогрева и продувки их, должны быть снабжены в концевых точках штуцером клапаном, а на паропроводах, работающих при давлении свыше 2,2 МПа или входящих в первый контур (независимо от давления), - штуцером с двумя последовательно расположенными клапанами - запорным и дроссельным.
 
Паропроводы‚ рассчитанные на условное давление 20 МПа и выше, должны обеспечиваться штуцерами с последовательно расположенными запорным и регулирующим клапанами и дроссельной шайбой. В случае прогрева участка паропровода в обоих направлениях, продувка должна быть предусмотрена с обоих концов участка. Устройство дренажных линий трубопровода должно предусматривать возможность контроля за их работой вовремя прогрева трубопровода.
 
Дренажные устройства используются как основные средства обеспечения безопасной работы при ремонте трубопровода. Прежде, чем приступить к ремонту участка трубопровода, открывают все дренажные устройства, что обеспечивает отсутствие среды и давления в проверяемом участке. В случае недостаточно герметичного отключения участка дренажные устройства дают возможность определить поступление среды по ее стоку или по нагреву дренажного трубопровода, если среда имеет высокую температуру. На паропроводах низкого и среднего давления для отделения конденсата устанавливают водоотделители, в которых конденсат (вода) отделяется от пара и направляется в конденсатоотводчик, а затем в дренажную систему. Водоотделители представляют собой устройства с резкими поворотами в проточной части, в которых в результате действия инерционных сил, из пароводяной смеси выделяется вода.
 
На верхних точках участков трубопроводов для воды устанавливают воздушники - запорные клапаны малых диаметров прохода для выпуска воздуха и газов. Управление воздушником может осуществляться вручную - вращением маховика, с помощью электропривода или электромагнитного привода (электромагнитные клапаны).