С.В.Сейнов - президент-научный руководитель НПО «ГАКС-АРМСЕРВИС», д.т.н., профессор, член-корр. РАПК
Из всей совокупности причин и факторов, обуславливающих необходимость осуществления входного контроля трубопроводной арматуры наиболее значимыми являются следующие.
1) Государственная политика в области обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводных систем различного технологического назначения.
2) Экономическая целесообразность функционирования предприятия, определяемая минимальным периодом выполнения пуско-наладочных, ремонтных работ и значительным периодом эксплуатации трубопроводных систем, зависящих от уровня качества ее элементов, в том числе и арматуры.
3) Технические и организационные формы осуществления поставок трубопроводной арматуры, ее транспортировка и хранение, проведение строительных, монтажных, пуско-наладочных работ, ведение эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов.
4) Политика предприятия, взявшего на себя обязательства, вытекающие из принципов международных организаций по сертификации и стандартизации ИСО и МЭК.
Политика государства в области обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводных систем охватывает важнейшие стадии существования промышленной продукции, к которой относится и трубопроводная арматура.Эти стадии выделены штриховкой в общей структуре цикла существования продукции (рис.1).
Рис. 1. Стадии существования промышленной трубопроводной арматуры
- стадии жизненного цикла, подконтрольные государственной политике обеспечения безопасности
- стадии жизненного цикла, условно не подконтрольные государственной политике обеспечения безопасности
- стадии жизненного цикла, подконтрольные государственной политике обеспечения безопасности, связанные с использованием опасных, вредных, токсичных, радиоактивных и т.д. материалов
Для создания общих правил обеспечения безопасности разрабатываются и принимаются законодательные акты. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон «О техническом регулировании» и т.д. Последний коренным образом изменяет подход к обеспечению качества, значительно расширяя возможную инициативу участников при строгом и обязательном обеспечении безопасности на основе осуществления регламентов.
Для конкретизации правил применительно к различным видам продукции и их постоянного организационного поддержания разрабатываются и вводятся подзаконные акты в виде правил безопасности, строительных норм, руководящих документов и т.д. Применительно к производствам, имеющим в своем составе трубопроводный транспорт и трубопроводную арматуру можно выделить следующие документы.
1) Положение о порядке разработки (проектирования), допуска к испытаниям, изготовления и выдачи разрешений на применение нового бурового, нефтегазопромыслового, геологоразведочного оборудования, оборудования для магистрального трубопроводного транспорта и технологических процессов РД 08-343-00. Этот документ в настоящее время подвергается принципиальной переработке.
2) Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением ПБ 03-576-03.
3) Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03.
4) Строительные нормы. Магистральные трубопроводы. СНиП 2.05.06-85.
5) Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды ПБ 10-573-03 и другие.
В указанных нормах и правилах, в значительном количестве других отраслевых документов аналогичного типа определены и регламентированы условия, когда трубопроводная арматура должна подвергаться входному контролю.
В первую очередь это относится к вредным и опасным производствам. Сюда можно отнести атомную энергетику, нефтехимию, газовое хозяйство высоких давлений, производства, использующие установки сверхвысокого давления и т.д. Кроме входного контроля нормативными документами предписывается проведение ревизии независимо от состояния качества арматуры. Например, для кислородного производства трубопроводная арматура перед установкой должна быть разобрана, промыта, обезжирена и испытана. Или положения по использованию арматуры в трубопроводах I категории, когда перед установкой на трубопровод арматура независимо от условииий поставки и наличия всей необходимой документации, подтверждающей ее качество, должна быть испытана. Процесс испытания в этих случаях выступает как форма контроля арматуры.
Экономическая целесообразность функционирования трубопроводной системы предприятия начинает формироваться с момента определения поставщиков на арматурном рынке. Известно, что товар на рынке характеризуют цена и качество. Если потребителя арматуры интересует только цена, а не качество приобретаемого товара, то он становится законной добычей тех, кто поставляет на рынок некачественную и даже контрафактную арматуру. Несмотря на свойственную человеку склонность поддаваться искушению выгодной сделки, покупатели по мере насыщения арматурного рынка, становятся все более информированными и сведущими, ориентируются и на качество, готовы платить оптимальную стоимость, исходя из совокупной оценки качества, проявляющегося в процессе эксплуатации трубопроводной системы и сиюминутных затрат - цены на арматуру.
Современный потенциальный пользователь арматуры все чаще делает окончательный выбор в пользу известных фирм изготовителей, которые характеризуются высоким качеством своей продукции. Однако, таких фирм не так много и они не могут охватить весь чрезвычайно большой ассортимент трубопроводной арматуры. Кроме того, для современного рынка характерен все более возрастающий разрыв между изготовителем и конечным покупателем трубопроводной арматуры. В этой ситуации покупателю необходима уверенность в том, что приобретаемая арматура отвечает необходимым требованиям. Заверения продавца, что его продукция отвечает требованиям покупателя, не может всегда приниматься на веру. Поэтому он вынужден искать другие способы подтверждения качества.
Следует отметить то обстоятельство, что в настоящее время широко, если не сказать в глобальных масштабах, стали практиковаться конкурсные продажи промышленной продукции. Одна из основных причин развития этого вида торгов - исключение коррупционных составляющих в торговых процессах. В конкурсных торгах цена играет превалирующую роль, что в значительной степени приводит к проблемам ухудшения качества. Решая одну проблему, мы порождаем новые. В этих условиях входной контроль приобретает еще большую значимость.
Крупные потребители арматуры могут позволить себе создание собственной системы входной проверки качества, проверки качества продукции непосредственно у изготовителей, а также проверки на рынке сбыта. Для большинства потребителей это может оказаться слишком экономически обременительная задача, так как связана с большими единовременными затратами на приобретение такой арматуры. Средние, мелкие и индивидуальные потребители арматуры, а также некоторые крупные, выбирающие в своей деятельности принцип оптимизации затрат «качество-цена», ограничиваются собственным входным контролем. Его интенсивность должна обеспечивать минимальный период выполнения пуско-наладочных и ремонтных работ и длительный период непрерывной эксплуатации производства. Именно это позволяет достигать высокого экономического результата деятельности организации, эксплуатирующей трубопроводные системы.
Технические и организационные формы использования трубопроводной арматуры на различных стадиях создания и существования трубопроводных систем вносят определенную специфику формирования входного контроля.
Современные рыночные отношения позволяют развивать инициативу как производителям, так и поставщикам-посредникам. Уникальная экономическая ситуация, существующая в стране сегодня, накладывает свои особенности на проведение деятельности поставщиков-посредников. Кроме прогрессивной составляющей их деятельности имеют место и негативные тенденции. Они проявляются в первую очередь в ухудшении качества отечественной машиностроительной продукции, поставка которой на внутреннем рынке осуществляется поставщиками-посредниками. Не будем говорить об ответственности, которую принимает на себя поставщик-посредник при проведении посреднических операций, профессионалам это хорошо известно, как известно, к сожалению, и то, что в настоящее время эта ответственность весьма призрачна.
Все эти обстоятельства приходится учитывать конечному приобретателю арматуры, который начинает защищать себя на первой стадии взаимодействия с поставщиком, на стадии заключения договоров на поставку, транспортировку, хранение и т.д. Уже сама по себе постановка вопроса о качестве арматуры при подготовке договорной документации заставляет поставщика более ответственно рассматривать этот вопрос. В конечном итоге более жесткая постановка вопроса о гарантиях качества в договорных условиях экономит средства на проведение входного контроля у потребителя.
Известно, что при строительстве новых трубопроводных систем используются индустриальные комплектно-блочные методы ведения работ.В соответствие с ними подготавливаются к монтажу отдельные элементы, из которых затем собираются более крупные блоки. В этих услових организационно-техническая форма проведения строительно-монтажных работ предполагает осуществлять сборку блоков из элементов, имеющих определенные гарантии качества. Если учитывать общие условия поставки, когда последний продавец не обязательно производитель, то предварительный (входной) контроль поступающих на сборку элементов является не только технически обоснован, но и экономически оправдан. Потери, которые могут нести строительно-монтажные организации при обнаружении некачественной продукции в процессе пуско-наладочных работ, несравнимы с затратами на предварительный поэлементный контроль куда входит и входной контроль трубопроводной арматуры.
При методе монтажа «по месту», что происходит в период эксплуатации при плановых ремонтах и ликвидации аварийных ситуаций, задача обеспечения минимальных затрат времени на ремонт и восстановление работоспособности трубопроводной системы не может быть обеспечена без гарантии качества заменяющей арматуры. Такая гарантия может быть обеспечена только проведением входного контроля. Это в конечном итоге создает благоприятные условия стабильности технологических процессов, протекающих в трубопроводных системах, что приводит к сохранению и умножению материальных, трудовых и финансовых ресурсов организаций и предприятий, имеющих в эксплуатации трубопроводные системы.
Политика предприятия, взявшего на себя обязательства в соответствии с международными стандартами серии ИСО, предопределяет его действия, в плане организации входного контроля, вытекающие из методологии организации и функционирования системы качества этого предприятия.
В последние годы общие тенденции конкурентной борьбы на рынке трубопроводной арматуры проявились в создании систем менеджмента качества на основе международных стандартов серии ИСО 9000 как у производителей арматуры, так и у ее конечных потребителей. Системы качества направлены на удовлетворение потребностей и требований соответствующего потребителя. Эти потребности и особые условия обычно включаются в технические требования (ТЗ). Сами по себе технические требования еще не являются гарантией того, что потребности потребителя будут действительно удовлетворены,так как в сложный цикл производственного процесса могут вкрасться несоответствия организационного или технического вида. В этой связи системы менеджмента качества организаций призваны:
1) формировать и поддерживать качество продукции (арматуры) на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленным или предполагаемым требованиям потребителя;
2) обеспечивать своему руководству уверенность в том, что намеченное качество достигается и поддерживается на заданном уровне;
3) обеспечивать потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается и для этого представляются взаимосогласованные доказательства.
Указанные цели носят общий характер и должны быть отнесены как к производителю, так и к конечному потребителю промышленной арматуры. Любая организация или предприятие единовременно является как покупателем, так и продавцом или поставщиком собственной продукции. Поэтому внедрив у себя систему менеджмента качества она должна обеспечивать ведение процедур контроля не только выходящей с его производственного процесса продукции, но входного контроля закупаемой продукции. Если в качестве закупаемой продукции выступает промышленная трубопроводная арматура, то она должна подвергаться входному контролю, несмотря на все доказательства ее высокого качества, представленные изготовителем. Остается не выясненным только вопрос объема и характера входного контроля. При их определении, исходя из систем менеджмента качества, необходимо учитывать действия по управлению качеством, проводимые производителем и документированное подтверждение соответствия качества поставок.
Окончательное установление объемов и характера входного контроля трубопроводной арматуры следует проводить из условий:
а) безусловного соблюдения регламентированной государственной политики в обеспечении безопасной эксплуатации трубопроводных систем различного технологического назначения;
б) оптимизации факторов, определяющих экономическую и организационно-техническую целесообразность процессов создания и эксплуатации трубопроводных систем и эффективного функционирования систем качества предприятий производителей и конечных потребителей арматуры.