Май 29, 2020
 
С позиций ремонтной ТКИ и ремонтопригодности следует отметить повышение характеристик обслуживаемости и восстанавливаемости специальной арматуры. Этому способствуют высокая доступность при проведении ремонта арматуры без удаления из трубопровода, а также сравнительно малое число обслуживаемых узлов. Последнее условие при обеспечении размерной взаимозаменяемости позволяет осуществлять быструю и качественную замену деталей при проведении ТОиР арматуры.
 
Обслуживаемость арматуры. Это характеристика приспособленности арматуры к техническому обслуживанию (ТО) [1]. Техническое обслуживание арматуры включает регламентированные В НТД операции по поддержанию работоспособного и исправного ее состояния. В ее состав входят контроль технического состояния, очистка, смазывание и т.п. Различают ТО при использовании, хранении и транспортировании арматуры. Соответственно арматуру АЭС в зависимости от использования в системах безопасности подразделяют на обслуживаемую и необслуживаемую.
 
В соответствии с практикой эксплуатации обслуживаемой арматуры обязательными операциями ТО являются технический осмотр и технический уход с устранением возможных неисправностей. Частные свойства, характеризующие обслуживаемость арматуры — это доступность и легкосъемность.
 
Доступность — свойство конструкции арматуры определяемое следующими факторами:
• наличием рабочих зон для выполнения операций ТО и ремонта;
• свободным доступом к местам обслуживания и ремонта;
• свободным возможностью использования необходимого инструмента, средств механизации и технического контроля;
• возможностью выполнения операций обслуживания и ремонта отдельных составных частей изделия без демонтажа корпусных деталей;
• возможностью визуального контроля исполнителями своих действий при выполнении элементов операций.
 
По своему расположению места ТО и ремонта арматуры классифицируются по следующим признакам:
• доступные со всех сторон;
• для доступа к которым необходимо переместить или провернуть некоторые детали;
• доступ к которым ограничивают составные части изделия, положение которых невозможно изменить;
• доступные только после снятия некоторых деталей изделия;
• доступные только после снятия и разборки сборочных единиц.
 
Доступность имеет большое значение при выполнении практически всех операций ТО, а также текущего ремонта арматуры. В связи с тем, что при капитальном ремонте, как правило, производится полная разборка изделия, это свойство проявляется в значительно меньшей степени.
 
Легкосъемность — свойство конструкции арматуры, определяемое следующими факторами:
• рациональным членением составных частей изделия, в том числе использованием блочного принципа его компоновки в затворе, сальнике, приводной части;
• использованием рациональных способов крепления и соединения составных частей изделия, подлежащих демонтажу при ТО и ремонте, которые исключают необходимость применения местных нагревов, больших сил, ударов, сложной технологической оснастки, одновременного применения двух и более инструментов;
• отсутствием необходимости применения оригинальных инструментов, приспособлений или другой оснастки;
• обеспечением деталей посадками с гарантированным натягом и демонтажными базами;
• применением на составных частях, имеющих большую массу, приспособлений, облегчающих их снятие с изделия (захватов, рым-болтов, проушин и т.п.);
• доступностью демонтажных баз для деталей и сборочных единиц.
 
Важное значение имеет легкосъемность при текущих (плановых и неплановых) ремонтах, а также при капитальных ремонтах. Высокие показатели легкосъемности являются необходимым условием для сокращения продолжительности этих видов ремонтов. Следует отметить высокую легкосъемность при ремонте клиновой задвижки, запорных клапанов, шарового крана и запорно-регулирующего клапана, что обеспечивается возможностью изъятия при ремонте запорного или регулирующего элемента из корпуса без удаления корпуса из трубопровода.
 
Что касается обратного затвора, то для удаления запорного элемента требуется вырезка корпуса из трубопроводной системы и его легкосъемность следует рассматривать как низкую.
 
Восстанавливаемость арматуры. Восстановление арматуры — это процесс перевода ее в работоспособное состояние из неработоспособного состояния. Различают восстанавливаемость при отказе и с этих позиций выделяют восстанавливаемую и невосстанавливаемую арматуру, а также восстанавливаемость ресурса и соответственно ремонтируемую и неремонтируемую арматуру.
 
Частные свойства, характеризующие восстанавливаемость арматуры — это технологическая простота и взаимозаменяемость составных частей изделий.
 
Технологическая простота — свойство конструкции изделия, определяемое следующими факторами:
• определенностью точек контроля технического состояния арматуры, регулирования, смазывания, крепления и т.п.;
• логической последовательностью выполнения операций ТОиР;
• вариантностью сборки изделия;
• числом необходимых профессий исполнителей и требованиями к уровню их квалификации.
 
Операции ТОиР по технологической сложности можно разделить на три группы: не требующие высокой квалификации исполнителей (мойка, очистка); требующие определенного навыка в выполнении простых приемов и операций (смазывание, подтягивание крепежа); требующие от исполнителя высокой квалификации и опыта (абразивно-механическая обработка, регулирование, диагностирование).
 
Сложность операций ТОиР может быть оценена необходимым числом исполнителей высокой квалификации (по разрядам) и специальностей для каждого вида ТоиР.
 
Технологичность конструкции изделия тем лучше, чем меньше требуется для выполнения ТОиР исполнителей высокой квалификации и различных специалистов.
 
Технологическая преемственность — свойство конструкции изделия, обеспечивающее возможность применения при его эксплуатации типовых и групповых технологических процессов ТоиР.
 
Обеспечению технологической преемственности способствует унификация моделей арматуры по составным частям, комплектующему оборудованию, размещению органов управления, точек смазывания, номенклатуре смазочных материалов.
 
Преемственность технологических процессов позволяет сократить время, необходимое исполнителям для изучения эксплуатационных и ремонтных документов на изделие и освоение нового технологического оборудования, более полно и эффективно использовать уже имеющиеся у них навыки в выполнении операций ТО и ремонта.
 
Взаимозаменяемость составных частей изделий — свойство конструкции составной части арматуры, обеспечивающее возможность ее применения вместо другой, аналогичной составной части, без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в которое она входит.
 
Взаимозаменяемость составных частей арматуры определяется следующими факторами:
• применением составных частей изделия одного назначения с одинаковыми характеристиками;
• допусками на присоединительные размеры, исключающими подгоночные операции и дополнительное регулирование после сборки отдельных сборочных единиц и изделия в целом;
• применением креплений, исключающих или сокращающих подгоночные и регулировочные операции при монтаже составных частей изделия;
• ограничением числа сопряжений, не подлежащих обезличиванию и требующих селективного подбора деталей.
 
На взаимозаменяемость составных частей изделия существенно влияют ограничение их номенклатуры, применение стандартных и унифицированных составных частей, возможность применения готовых составных частей, ограничение типоразмеров применяемых деталей, в том числе крепежных, стопорных и т.п. Это позволяет одновременно сократить число применяемых при ТО и ремонте инструментов, приспособлений и тем самым снизить затраты времени на их подбор.
 
Список принятых сокращений
ТКИ — технологичность конструкции изделия
ТОиР — техническое обслуживание и ремонт
ТО — техническое обслуживание
 
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ремонт арматуры АЭС. В 3-х кн. / В.И. Аксенов, А.Н. Архипов, С.В. Сейнов, А.И. Гошко и др. М.: Машиностроение , 2013-2014. 1498 с. (Библиотека арматурщика АЭС)