Апр 28, 2020
 
Ремонтопригодность — одно из основных свойств надежности трубопроводной арматуры АЭС, так как она практически вся (на блоке свыше 30000 единиц) является ремонтопригодным объектом. Однако высокая надежность трубопроводной арматуры не всегда означает ее высокую ремонтопригодность. Поэтому при разработке и модернизации арматуры следует обращать особое внимание на обеспечение достаточного уровня ее ремонтопригодности. Для существующей трубопроводной арматуры способы повышения ремонтопригодности намечаются в процессе эксплуатации [1‚ 2].
 
1. Повышение ремонтопригодности используемой трубопроводной арматуры выполняется силами предприятий-изготовителей и ремонтных служб организаций-потребителей. Во многих случаях высокая стоимость ремонта арматуры объясняется неприспособленностью конструкций арматуры к своевременному выявлению и ликвидации отказов, к выполнению ремонта с минимальными затратами.
 
2. Ремонтопригодность характеризуется приспособленностью трубопроводной арматуры к выявлению повреждений. Приспособленность к определению повреждений, к диагностике технического состояния без разборки арматуры зависит от ее конструкции, наличия систем подключения измерительных диагностических устройств и открытых для обозрения узлов.
 
З. Обслуживаемость определяется доступностью и легкосъемностью при техническом обслуживании. Доступность оценивается легкостью доступа к узлам и отдельным деталям для осмотра и зависит от наличия разъемных элементов, для обеспечения демонтажа других узлов и деталей. Легкосъемность определяется способом крепления узлов и деталей, конструкцией разъемов и массой снимаемых деталей. Необходимо стремиться к тому, чтобы все подверженные интенсивному износу детали были легкосъемными. Одним из средств обеспечения легкосъемности является сокращение типоразмеров крепежных деталей, используемых в изделии. Агрегирование как способ расчленения арматуры на узлы, также обеспечивает легкосъемность, хотя при этом не всегда удается добиться малого веса снимаемых узлов.
 
4. Восстанавливаемость определяется способностью трубопроводной арматуры к замене деталей и способностью деталей к восстановлению. Для обеспечения ремонтоспособности важное значение имеет взаимозаменяемость деталей, регулируемость узлов, компенсируемость износа и т. д.
 
5. Повышение ремонтопригодности существующей трубопроводной арматуры выполняется в период модернизации, совмещаемой с ремонтом. Модернизацией называется внесение в конструкцию арматуры изменении и усовершенствований в целях приближения общего ее технического уровня к уровню современных моделей арматуры аналогичного назначения. Таким образом, модернизация предотвращает моральный износ. Основная цель модернизации арматуры при этом — восстановление ее эксплуатационных характеристик. Модернизация в целях упрощения разборки-сборки предполагает обеспечение свободного доступа к крепежным деталям, возможность легкой запрессовки и выпрессовки из корпусной детали заменяемых уплотнительных колец, возможность легкого и независимого демонтажа узлов и других деталей.
 
6. Ремонтопригодность, безотказность и долговечность являются свойствами или показателями надежности. В большинстве случаев в первую очередь должны обеспечиваться безотказность и долговечность, а ремонтопригодность зачастую рассматривается как второстепенный показатель арматуры. Вместе с тем, ремонтные подразделения АЭС при достаточном уровне безотказности и долговечности трубопроводной арматуры наибольшее внимание должны обращать на обеспечение ремонтопригодности. Устранение следующих недостатков конструкций и условий эксплуатации трубопроводной арматуры позволяет повысить ее ремонтопригодность:
1) отсутствие подвесных устройств для деталей массой более 20 кг;
2) отсутствие свободного доступа к соединениям, требующим периодической проверки и подтяжки, к местам регулировки, диагностики, сливным и другим устройствам;
3) отсутствие фиксации одной из деталей крепежной резьбовой пары при трудном доступе к соединению;
4) необходимость использования нестандартного инструмента;
5) отсутствие контрольных и сигнальных устройств, указывающих на нарушение нормальной работы арматуры;
6) совмещение быстроизнашивающихся поверхностей в одной крупной детали.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Гошко А.И. Арматура трубопроводная целевого назначения. В 3-х кн. М.: Машиностроение, 2003. 992 с.
2. Ермаков В.И., Шеин В.С. Ремонт и монтаж химического оборудования. Л.: Химия, 1981. 368 с.