Ноя 22, 2021
При эксплуатации запорной арматуры должны учитываться особенности конструкций всех ее типов: клапанов, задвижек, кранов, заслонок. Наибольшее число неисправностей возникает в затворе и в сальнике арматуры, поэтому они должны контролироваться с заданной регулярностью.
Клапаны не должны использоваться для дросселирования, т.е. устанавливаться в промежуточное положение между полностью закрытым и полностью открытым положениями затвора. В противном случае происходит интенсивный износ герметизаторов и, как следствие, потеря герметичности затвором. Клапаны, работающие на коррозионных, агрессивных и токсичных средах, в вакууме обычно имеют сильфон в сальнике, который обеспечивает наивысшую герметичность в нем. Выход из строя сильфона приводит к утечкам опасных сред, нарушению вакуума, т.е. к нарушению работоспособности технологической системы. Требуют контроля мембраны и шланг, являющиеся герметизаторами затворов мембранных и шланговых запорных клапанов. В таблице 1 приведены возможные неисправности клапанов общепромышленного назначения и способы их устранения.
Таблица 1
Неисправность
|
Возможные причины
|
Способы устранения
|
Пропуск среды при закрытом клапане
|
Нарушение герметичности в связи с износом, повреждениями или загрязнением поверхности уплотнительных колец корпуса и золотника
|
Разобрать клапан, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца
|
Недостаточная сила на маховике (меньше расчетного)
|
Увеличить силу на маховике до расчетного
|
|
Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом
|
Проверить: настройку муфты крутящего момента, напряжение на вводе, техническое состояние электродвигателя
|
|
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой
|
Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов
|
Равномерно затянуть болты
|
Повреждена прокладка
|
Заменить прокладку
|
|
Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки
|
Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения
|
|
Пропуск среды через сальник
|
Набивка сальника недостаточно уплотнена
|
Подтянуть гайки сальника равномерно
|
Износ сальниковой набивки
|
Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку
|
|
Повреждена поверхность шпинделя
|
Устранить повреждение поверхности
|
|
Пропуск среды через сильфонный узел
|
Поврежден сильфон
|
Разобрать клапан и заменить сильфонную сборку
|
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания
|
Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях
|
Смазать подвижные сопряжения
|
Не срабатывает электропривод
|
Отсутствие питания электропривода
|
Проверить и исправить линию питания электропривода
|
Задвижки с выдвижным шпинделем с позиции обслуживания более технологичны, чем с невыдвижным. В последних ходовая гайка и резьбовая часть находятся внутри полости задвижки и омываются средой, а доступ к узлу возможен лишь после разборки задвижки, Поэтому использование задвижек с невыдвижным шпинделем в качестве целевой ограничено (несмотря на выигрыш по высоте и массе), ибо низкая надежность узла может привести к неплановой остановке технологической системы.
Для задвижек с выдвижным шпинделем должна осуществляться систематическая смазка деталей узла. Требуют специального ухода и электроприводы, широко используемые в задвижках. В таблице 2 приведены типичные неисправности общепромышленных задвижек и способы их устранения.
Таблица 2
Неисправность
|
Возможные причины
|
Способы устранения
|
Пропуск среды при закрытой задвижке
|
Нарушение герметичности в связи с износом, повреждением или загрязнением поверхностей утплотнительных колец корпуса и клина или диска
|
Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца
|
Недостаточная сила на маховике (меньше расчетного)
|
Увеличить силу на маховике до расчетного
|
|
Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом
|
Проверить: настройку муфты крутящего момента, напряжение на вводе, техническое состояние электродвигателя
|
|
Образование осадка твердых частиц или смолы в нижней части корпуса
|
Снять люк или разобрать задвижку и удалить осадок
|
|
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой
|
Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов
|
Равномерно затянуть болты
|
Повреждена прокладка
|
Заменить прокладку
|
|
Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки
|
Снять крышку, исправить повреждение и притереть поверхности уплотнения
|
|
Пропуск среды через сальник
|
Набивка сальника недостаточно уплотнена
|
Подтянуть гайки сальника равномерно
|
Износ сальниковой набивки
|
Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку
|
|
Повреждена поверхность шпинделя
|
Устранить повреждение поверхности
|
|
Перемещение затвора с задержками и при увеличенном моменте
|
Повреждены направляющие клина или дисков
|
Разобрать задвижку и устранить повреждение
|
Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих
|
Разобрать задвижку и удалить осадок
|
|
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания
|
Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях
|
Смазать подвижные сопряжения
|
Не срабатывает электропривод
|
Отсутствует питание электропривода
|
Проверить и исправить линию питания электропривода
|
Краны при эксплуатации должны сохранять подвижность и герметичность в затворе. С этой целью осуществляется периодическая смазка пробки затвора. В кранах со смазкой всегда должен иметься запас смазки.
Сальники кранов требуют качественной затяжки, с тем чтобы не превышать допустимое трение в затворе конусных кранов. Это же относится и к натяжному устройству кранов. Уплотнения наиболее интенсивно изнашиваются в верхней и нижней зонах конуса пробки, это же характерно для пробок цилиндрических и шаровых кранов. В кранах с пневмоприводом должен быть обеспечен тщательный уход за подвижными соединениями механизма пневмопривода. В таблице 3 приведены основные неисправности кранов для газа и способы их устранения.
Таблица 3
Неисправность
|
Возможные причины
|
Способы устранения
|
Увеличенная сила на маховике управления (св, 500 Н)
|
Отсутствие смазки
|
Набить смазку
|
Ухудшение свойств смазки
|
Заменить смазку
|
|
Заклинивание пробки, задирание уплотнительных поверхностей, заклинивание или задир в подвижных соединениях механизма управления
|
Снять кран, разобрать, отремонтировать
|
|
Потеря герметичности крана
|
Недостаточное давление смазки
|
Проверить и исправить мультипликатор
|
Отсутствие смазки
|
Набить смазку
|
|
Ухудшение свойств смазки
|
Заменить смазку
|
|
Износ или механическое повреждение уплотнительных поверхностей
|
Поджать пробку регулировочным болтом так, чтобы уменьшить трение в корпусе. В случае невозможности устранить негерметичность, снять кран для ремонта
|
|
Большое время закрытия
|
Задир в подвижных соединениях механизма управления
|
Снять и отремонтировать дефектные пары
|
Разрушение поршневых колец или манжет в пневмоприводе
|
Сменить кольца или манжеты
|
|
Засорение фильтров
|
Очистить фильтры
|
|
Неисправность мультипликатора
|
Отремонтировать мультипликатор
|
|
Мультипликатор создает недостаточное давление
|
Задир в поршне
|
Снять и отремонтировать
|
Разрушение поршневых манжет, колец, прокладок
|
Сменить поршневые манжеты, кольца, прокладки
|
|
Неисправность обратных клапанов
|
Исправить обратные клапаны или заменить
|
|
Погнут шток
|
Сменить узел штока
|
|
В конечных положениях пневмопривод не выключается
|
Нарушена регулировка конечных выключателей
|
Отрегулировать подвижными упорами
|
Неисправность узла управления
|
Отремонтировать узел
|